Инновации , Весь мир ,  
0 

«Зеленые» студенты

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Ведущие мировые вузы вписывают экологичность и устойчивость во все сферы деятельности и уверены, что за ними будущее. РБК+ собрал примеры из зарубежной и российской практики.

К моменту подписания в 1997 году Киотского протокола — первого международного соглашения об изменении климата и сокращении уровня парниковых газов — в студенческих сообществах уже витали идеи «зеленых» действий. В 1990 году в Таллуаре (Франция) подписывается Декларация об устойчивом развитии университетов.

Первые волонтеры

Устойчивость в Гарварде выросла из низового движения студентов и преподавателей. В 2000 году сотрудники университета запустили инициативу «Зеленый кампус», в 2004-м Гарвард разработал принципы устойчивого развития, а в 2008 году декан Дрю Фауст поставил одной из краткосрочных целей развития снижение эмиссии на 30% к 2016 году. Университет перестроил системы водоснабжения, отопления и освещение более чем 600 зданий, выбросы сократились за счет реконструкции паровых котельных, увеличилось число университетских проектов в области возобновляемой энергетики. К 2050 году вуз планирует сократить выбросы СО2 на 80%.

Организатором «зеленых» инициатив в Гарварде выступает офис устойчивого развития (УР) в составе 17 сотрудников. Структуры, похожие на гарвардскую, существуют в Оксфорде, Кембридже, Стэнфорде, Йеле и других престижных университетах мира. В них созданы отдельные департаменты и комитеты по УР.

Кураторы

Следующий шаг в развитии «зеленых» идей в вузах после волонтерства — должность куратора по УР. «В Австралии в большинстве университетов действуют менеджеры по УР, часто за это направление отвечает команда специалистов на кафедрах или в администрации вуза. Многие университеты публикуют планы по УР и отчеты об их реализации, среди них университет в Мельбурне и Королевский Мельбурнский технологический институт», — говорит доктор Тал Кестин из австралийского Института устойчивого развития Монаша.

В Центрально-европейском университете (CEU) в Будапеште все началось с инициативы магистров, проходивших обучение в вузе. Один из них, Петр Кирюшин, ныне доцент кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ, говорит, что они с коллегами загорелись идеей «озеленить» университет. Магистры прорабатывали планы по образовательным программам для студентов, разработке схемы раздельного сбора отходов и сокращению парниковых газов. Уже после окончания программы в 2010 году в CEU появилась должность менеджера по УР, им стал Логан Стренчок, один из магистрантов университета.

Логан Стренчок отмечает, что за время его работы в CEU была принята политика в области УР, которая предполагает повышение энергоэффективности зданий, уменьшение отходов от деятельности института, привлечение студентов в «зеленые» проекты, повышение доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе вуза.

Похожая ситуация складывается у самого Петра Кирюшина, ставшего директором по развитию Центра биоэкономики и экоинноваций, созданного на базе экономического факультета МГУ.

«Координатор или куратор «зеленых» программ результативнее, чем только волонтерское движение. В МГУ с самого начала понимали идеи устойчивого развития. Еще в 1970–1980 годах существовала дружина охраны природы МГУ, из которой вышло множество нынешних экологов, например глава российского представительства Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин. Нас поддерживает и декан экономического факультета Александр Аузан, и заведующий кафедрой Сергей Бобылев», — говорит Петр Кирюшин.

«Зеленые» офисы

Внешнее консультирование для решения задач УР в высших школах — еще один уровень устойчивого образования и альтернатива должности куратора. Сотрудники некоммерческой организации rootAbility на базе Маастрихтского университета (Нидерланды) в качестве внешних консультантов внедряют модели УР в других учебных заведениях — создают мобильную структуру Green office (GO). К настоящему моменту GO действуют в 17 высших школах Европы. На сайте организации можно найти кейсы по внедрению «зеленых» офисов и онлайн-уроки по созданию структуры УР в вузе. Модуль подходит для работы с инициативами студентов, помогая доработать их с учетом особенностей вуза.

Чего у нас нет

Международная сеть устойчивых кампусов мира — International Sustainable Campus Network (ISCN) объединяет более 80 вузов из 30 стран. Участники сети ежегодно участвуют в международном экономическом форуме в Давосе, где представляют лучшие «зеленые» практики в своих кампусах.

Например, в университете Колорадо (занимает первую строчку в «зеленом» рейтинге американских вузов по версии The Association for the Advancement of Sustainability in Higher Education, AASHE) 93% пищевых отходов перерабатывают, на территории вуза работают 25 заправок для электромобилей, потребление воды сократилось на 24% за последние десять лет, уже 26 зданий университета обладают «зеленым» сертификатом для зданий LEED, 962 из 2663 курсов имеют составляющую устойчивого развития.

Для отопления в финском университете Aalto в Эспо используют солнечные батареи и геотермальную энергию. Солнечные батареи расположены на 20 зданиях кампуса. Они покрывают 6% потребности в электроэнергии в среднем по году и до 20% в летнее время. Около 45% энергии для отопления и 85% для охлаждения поступает от геотермальной станции. В университете также создан ботанический сад, цель которого — сохранить биоразнообразие региона. Возглавляет работу по УР глава отдела рабочих мест и устойчивого развития.

«В университете множество мелких «зеленых» деталей. Скажем, тарелки и линия раздачи в столовой рассчитаны так, чтобы студенты не набирали лишней еды, так сокращаются пищевые отходы. За весь процесс УР отвечает сотрудник в менеджменте Aalto», — рассказывает бывшая студентка вуза Екатерина Перфильева.

Первые шаги

В МГИМО база для устойчивого развития — факультет прикладной экономики и коммерции. Курируют «зеленые» инициативы декан факультета Наталья Загребельная и проректор по правовым и административным вопросам Сергей Шитьков. «С 2011 года мы готовим специалистов в экологии природопользования в разрезе международных отношений», — поясняет Загребельная.

Как отдельная инициатива в Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ) существует волонтерское сообщество «ЭкоМИФИ». Организатор проекта Дарья Юршина вдохновилась «зелеными» идеями на молодежном форуме «Селигер». Активистам удалось организовать сбор макулатуры в общежитии и на короткое время поставить контейнеры для раздельного сбора. По словам Дарьи Юршиной, на постоянной основе сделать это пока нельзя — пришлось бы менять существующую систему вывоза мусора.

Объединение студентов «Зеленая» вышка» существует в Высшей школе экономики. Оно было создано в 2013 году. «Зеленой» вышке» удалось наладить сбор батареек, установить контейнер для сбора старых электроприборов и пластика, а также контейнеры для сбора макулатуры в общежитиях. Кроме постоянно действующего сбора нескольких категорий отходов в ВШЭ ведется научная работа в области экономики окружающей среды и ресурсосбережения.

Лекции по устойчивому развитию читают в рамках курсов кафедры культуры мира и демократии в РГГУ. Как пояснила ее сотрудник Оксана Роденко, кафедра тесно сотрудничает с ЮНЕСКО и РГГУ разрабатывает возможность реализации магистерских программ в области УР и введения отдельных дисциплин в рамках курса бакалавриата. «Студенческие инициативы по сбору батареек или макулатуры поддерживаются руководством вуза, достаточно подать служебную записку», — пояснила Роденко.

В МГУ на базе Центра биоэкономики и экоинноваций экономического факультета Петру Кирюшину удается реализовывать экорешения. Так, в одном из корпусов университета функционирует постоянно действующий раздельный сбор отходов. Центр также является одним из инициаторов и организаторов фестиваля «зеленых» университетов «ВузЭкоФест». В 2017 году в нем приняли участие 53 института из 15 городов России.

Скачать Содержание
Закрыть