Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Наука возвращать

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Пытаясь остановить утечку мозгов, государство отправляет талантливую молодежь бесплатно учиться за рубеж с условием впоследствии отработать в России. Насколько успешны такие программы?

«Кто-то в детстве мечтал о полете в космос, а я — учиться в Англии, — говорит Маргарита Пашкина, изучавшая теплоэнергетику и теплотехнику в МЭИ, а затем продолжившая обучение в Университете Шеффилда по специальности «энергетика и организация производства». — И действительно, в Англии меня научили главному — думать и анализировать».

Маргарита Пашкина — участница программы «Глобальное образование». Это основная российская госпрограмма, направленная на «репатриацию талантов, сохранение и приумножение высококвалифицированных кадров». Говоря проще, ее цель — остановить утечку мозгов из страны.

Маргарита Пашкина сейчас вернулась, проходит полугодовую оплачиваемую стажировку в компании «Русал»: «Меня пригласили в стажерскую программу «Новое поколение». В случае успешного прохождения стажировки буду зачислена полноценным сотрудником». На вопрос, повлияла ли программа на ее планы на будущее, Маргарита Пашкина отвечает, что пока уезжать не собирается.

Молодые на чемоданах

В Глобальном индексе конкурентоспособности талантов Международной бизнес-школы INSEAD, цель которого — оценить ресурсы и усилия, затрачиваемые государствами на развитие человеческого капитала, Россия вошла в топ-10 стран в разделе «Эмиграция изобретателей». В развитых странах в отличие от России высокий спрос на высококвалифицированных работников, предпринимателей, исследователей, которые получают там все условия для повышения качества жизни и профессионального роста.

«Самый высокий уровень эмигрантских настроений — среди студенческой молодежи, — отмечается в докладе «Эмиграция из России в конце ХХ — начале ХХI века» Комитета гражданских инициатив. — Реализуется этот потенциал через учебную и трудовую эмиграцию».

Китай, столкнувшийся с той же проблемой, на протяжении последнего десятилетия ежегодно отправлял 30% студентов учиться за рубеж за счет бюджетных средств и добился успеха: 70–80% участников программы возвращения, окончив учебу за границей, приезжали домой и работали на родине, приводят данные эксперты The Boston Consulting Group в докладе «Россия-2025: от кадров к талантам».

Для большинства студентов обучение за пределами России недоступно по финансовым причинам, даже если уехать хочется.

Государственные российские программы позволяют молодым талантам получить качественное образование за рубежом и предлагают применить эти знания в России.

Три варианта от государства

В России, отмечает Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, действуют три основные федеральные программы финансирования обучения за рубежом: «Глобальное образование», «Стипендия президента РФ для аспирантов и студентов» и «Программа исходящей международной академической мобильности».

«Стипендия президента» — для проявивших себя в науке или обучении студентов и аспирантов. Ежегодная квота на эти стипендии — 100 человек (60 аспирантов и 40 студентов). «Программа исходящей международной академической мобильности» предусматривает кратковременные стажировки, в основном в развивающиеся страны. В 2016 году на стажировки было направлено более 520 человек в 21 страну. Больше всего одобренных заявок — в Китай: в 2016 году их было 175.

Самая масштабная, реально способная решить проблему обучения и возвращения в страну квалифицированных специалистов программа «Глобальное образование», которая начала работу с октября 2014 года.

С момента запуска программы на участие в конкурсе была подана 2991 заявка, победителями конкурсного отбора «Глобального образования» стал 691 человек. «Важно учитывать, что один кандидат может подать несколько заявок в рамках одного конкурсного отбора, отказываться от участия в отборе, переходить из одного отбора в другой — отсюда такое большое число заявок», — уточняет Анна Гетманская, руководитель программы «Глобальное образование».

В 2017 году обучение завершат 113 человек. В 2018 году работодатели получат еще 218 специалистов в разных сферах (в программе пять направлений, хиты — инженерия и педагогика).

Участники могут получить гранты на обучение в 288 вузах из 32 стран мира. Учебные заведения отобраны по принципу присутствия в топ-300 в двух из трех мировых образовательных рейтингах: QS, Шанхайском рейтинге и Times Higher Education.

Максимальная сумма гранта по программе «Глобальное образование» составляет 2,763 млн руб. в год. Для участия в конкурсном отборе необходимо представить документы, в том числе приглашение от выбранного вуза. «Решение о победителях принимаются на заседании наблюдательного совета, — говорит Анна Гетманская. — Заявки на участие подаются через официальный сайт, победители определяются на основании электронной очереди с учетом рейтинга. При прочих равных условиях выиграет тот, кто раньше подал заявку. Если кандидат не стал победителем в текущем конкурсном отборе, он может подать заявку на следующий отбор — они проводятся несколько раз в год».

Участник обязан не менее трех лет после завершения обучения работать в российских организациях. В случае нарушения обязательств по трудоустройству ему придется уплатить штраф в двукратном размере от суммы предоставленного ему гранта.

В числе партнеров «Глобального образования» — более 700 компаний: 46% — промышленные предприятия, 25% — образовательные учреждения, 18% — научные организации, 6% — организации социальной сферы, 5% — медицинские организации.

Что мешает программе

По мнению экспертов, программа «Глобальное образование» достаточно эффективна, но все же это не панацея.

«Да, студенты возвращаются, чтобы работать в России, — говорит Ирина Абанкина. — Многие компании с госучастием — например, «Роснано», «Ростех» — сформировали пул рабочих мест, куда готовы брать ребят, окончивших магистратуру за рубежом в рамках программы. Главный риск уже в течение нескольких лет — недостаточная востребованность программы у самих претендентов». По данным организаторов программы, около 18% победителей конкурсного отбора отказываются от подписания соглашения и получения гранта.

Ирина Абанкина называет четыре причины отсутствия спроса. Первая — слабое знание иностранных языков, особенно выпускниками технических вузов из регионов. Студентам иногда мешает и то, что магистерские программы и докторантура попадают на возраст, когда у многих появляются семьи, и приходится выбирать: оставаться с семьей или уезжать за границу.

Работа во время учебы в вузе — еще одна причина недостаточной востребованности программы. «Исследование, проведенное нами и среди работодателей, и среди студентов, показывает, что ключевой момент успешной карьеры — начало работы еще во время учебы в вузе, — говорит Ирина Абанкина. — Очень немногие готовы потерять ее, выключиться из процесса карьерного роста».

Тех же, кто планирует продолжение карьеры за рубежом, смущает необходимость трехлетней отработки в России: впрочем, на таких студентов программа и не рассчитана.

Инновации «Прорывные открытия делаются на стыке дисциплин»
Скачать Содержание
Закрыть