О том, что регионы миновали период рецессии, свидетельствуют результаты исследований их инвестиционной активности. Так, в 2017 году зафиксирована самая позитивная динамика за всю пятилетнюю историю измерений Национального рейтингового агентства (НРА), говорят его аналитики. По данным агентства, 22 региона из 85 улучшили свои позиции, 25 территориям удалось получить статус высокопривлекательных для инвестиций, и лишь в шести показатели ухудшились. По подсчетам Агентства стратегических инициатив (АСИ), инвестиционный климат улучшился в 51 регионе.
Положительная динамика наблюдается с 2016 года, подтвердили РБК+ в пресс-службе Минэкономразвития. По данным ведомства, в среднем в 26 регионах в этот период доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте (ВРП) превысила 25%, в 14 из них — 30% ВРП.
Значительно улучшилась и оценка комфортности ведения бизнеса предпринимателями: в рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия за шесть лет совершила «беспрецедентный скачок» вверх на 85 позиций — с 120-го места в 2011 году на 35-е по итогам 2017-го. «Это подтверждение реального упрощения бизнес-среды, которое достигнуто благодаря комплексу реформ на федеральном уровне и в регионах», — говорят в министерстве.
Впервые за долгое время в стране снизился общий инвестиционный риск, отмечают авторы ежегодного исследования рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») «Инвестиционный климат регионов — 2017». Финансовый риск, например, за год сократился на 4,8%, социальный и экономический риски уменьшились на 3,9 и 3% соответственно.
По данным Росстата, инвестиции в основной капитал за девять месяцев прошлого года выросли на 4,2% к аналогичному периоду 2016-го. Доля регионов, увеличивших объем промышленного производства, выросла с 72 до 85% по результатам трех кварталов 2017 года, отмечают аналитики RAEX.
Лидеры и аутсайдеры
Регионы развиваются крайне неравномерно. По данным НРА, в прошлом году продолжился обозначенный в 2016-м рост диспропорций — усиление лидерских позиций успешных территорий и ухудшение положения аутсайдеров.
Самая большая группа (33 региона) — территории со «средней инвестиционной привлекательностью». В этой группе свои позиции улучшили, например, Приморский край, Ростовская, Ярославская, Ульяновская, Пензенская и Костромская области. Еще 27 регионов страны считаются умеренно привлекательными для инвестиций — на их долю приходится менее 2% иностранных инвестиций и менее 9% объема инвестиций в основной капитал. При этом почти в 40% (11 регионов) этой группы иностранных инвестиций нет совсем. К «умеренным» в результате снижения рейтинга, например, примкнули Омская и Орловская области. НРА также включило в эту категорию Крым и Севастополь.
Регионами с «высокой инвестиционной привлекательностью» в 2017 году были признаны 25 субъектов Федерации. На их долю приходится около 86% общероссийского притока прямых иностранных инвестиций и 65% суммарного объема инвестиций в основной капитал, ссылаются аналитики НРА на данные Банка России и Росстата. Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа получили высокий статус благодаря ценным нефтегазовым ресурсам и развитым технологиям добычи, транспортировки и переработки нефти. В список лидеров вошли также Воронежская, Нижегородская, Тульская и Амурская области.
Агломерационный эффект, отмечают аналитики RAEX, позволил экономическим центрам страны первыми почувствовать улучшение. «Выход потребителя из комы, когда тратам предпочитают сбережение или экономию, в больших городах происходит раньше», говорится в комментариях к исследованию. 12 из 17 регионов, в состав которых входят города-миллионники (там такие процессы более заметны), улучшили свои показатели интегрального риска. Ленинградская область, в частности, поднялась на три позиции, Новосибирская — на шесть, Волгоградская — на десять, а Московская — на четыре.
По мнению президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Калинина, успех региона во многом зависит от ответственности местных властей, губернаторов; он напомнил, что первый премьер-министр Сингапура лично участвовал в создании «сингапурского чуда».
И у нас есть свои новаторы. В Тюменской области, приводит пример Александр Калинин, в числе первых была создана «система сквозной ответственности» на уровне региона и муниципалитета: за инвестиции на территории в целом отвечает вице-губернатор, а у каждого мэра есть заместитель по вопросам привлечения инвестиций. Согласно рейтингу НРА, этот регион сохранил позицию высокопривлекательного для инвестиций без учета ресурсов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, показатели которых с 2017 года стали учитываться отдельно. В рейтинге АСИ по итогам прошлого года Тюменская область занимает шестое место в топ-20 регионов-лидеров. По данным НРА, регион входит в группу «высокой инвестиционной привлекательности». А RAEX дает оценку региону как территории хотя и с пониженным потенциалом, но с минимальным риском для инвесторов.
И все же ни один фактор сам по себе не может выступить в роли лифта для подъема в рейтинге. Например, в Ульяновской и Вологодской областях, говорит Александр Калинин, губернаторы лично контролируют адекватность административной нагрузки на бизнес. Однако оба региона в рейтинге НРА названы среднепривлекательными; они характеризуются пониженным потенциалом и умеренным риском в рейтинге RAEX. По данным АСИ, Ульяновская область в рейтинге занимает десятое место в списке лидеров.
Кадровый вопрос
В последние два года произошла массовая смена региональных руководителей. Посты покинули главы Бурятии, Адыгеи, Дагестана, Удмуртии, Марий Эл и Карелии, Пермского, Приморского, Забайкальского, Ненецкого и Красноярского краев, Новгородской, Рязанской, Орловской, Самарской, Новосибирской, Омской, Ивановской, Псковской, Калининградской и Тверской областей. Почти в двух третях этих регионов показатели социальных, финансовых и экономических рисков по итогам 2014–2016 годов были заметно хуже средних. Очевидно, что и по этой причине показатель управленческого риска по итогам 2017 года сократился лишь на 1,2%.
Предсказуемость экономической политики государства и поведения региональных властей — очень серьезный фактор, уверен ведущий научный сотрудник лаборатории анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Юрий Симачев. По его словам, смена власти снова заставляет бизнес задуматься, что будет с налоговой нагрузкой, проверками, насколько будет комфортно работать в том или ином регионе. Кроме того, по мнению Юрия Симачева, для сокращения разрыва между регионами-лидерами и аутсайдерами предстоит найти эффективную схему взаимодействия с центром, где консолидируются ресурсы.
Эксперты сходятся во мнении, что одним из главных драйверов роста регионов становится агропромышленный комплекс (АПК). «Несмотря на ценовую волатильность на мировых рынках, спрос на продовольствие растет, следовательно, будут расти и инвестиции в сельхозпроизводство», — отмечают в RAEX. Этой точки зрения придерживается и Юрий Симачев: «Для России не столько «Индустрия 4.0» будет иметь значение, сколько инновационное сельское хозяйство и биотехнологии». В сфере АПК, по его словам, есть и резерв для рывка в применении цифровых технологий, и потенциал экспорта. Напомним, что в 2016 году российское правительство одним из приоритетов обозначило развитие экспорта продукции АПК. Планируется, что к 2020 году наша страна будет вывозить агропродукции на $21,4 млрд (в 2016-м — на $17 млрд), а к 2025 году — на $30 млрд. Иностранным инвесторам в России будут интересны преимущественно проекты, завязанные на экспорт, отмечает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
В фокусе форума
Российский инвестиционный форум — 2018 проходит в Сочи 15–16 февраля. Организаторы называют его традиционной площадкой для презентации инвестиционного и экономического потенциала России.
В этом году в фокусе внимания участников форума социально-экономическое развитие регионов, новые индустриальные модели, в основе которых контрактное производство и межрегиональная кооперация, инструменты поддержки экспорта продукции агропромышленного комплекса, привлечение инвестиций в инновационный сектор и другие темы. Особо выделен раздел «Человеческий капитал — основа экономики будущего на Дальнем Востоке».
Представители регионального бизнеса обсудят вопросы, связанные с инфраструктурной ипотекой, инновационными кластерами, механизмом краудфандинга, цифровой энергетикой, экспортом продукции и услуг предприятий малого и среднего бизнеса, другие актуальные темы.