— Насколько в России развито технологическое предпринимательство, каковы результаты исследования экосистемы ИТ-стартапов, которое вы проводили совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и международным исследовательским агентством OC&C Consulting?
— У российского малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе технологического, есть большой потенциал для роста. Доля предприятий МСП в ВВП России составляет 21%. В странах БРИКС этот сектор обеспечивает до 59% ВВП. У нас действует порядка 700 технологических стартапов разной стадии развития, в среднем на 1 млн человек городского населения приходится шесть ИТ-стартапов. В Израиле — он лидирует по числу технологических компаний — на 1 млн жителей их 214, в Сингапуре — 176, в США — 160.
С каждым годом растет не только количество технологических компаний, но и их качество, а также готовность к системной работе с различными партнерами — государством, крупными ИТ-компаниями, инвесторами, фондами. В итоге выигрывают все: развивается индустрия, вклад в экономику становится все более значительным, а молодому бизнесу проще расти с помощью инкубаторов — образовательных программ, которые они могут получать либо бесплатно, либо со значительными субсидиями.
Мы определили три основных направления для совершенствования экосистемы предпринимательства в сфере ИТ: больше внимания должно уделяться формированию культуры ведения бизнеса, актуальности законодательства и вовлеченности частного сектора.
— Что мешает отечественным командам выходить на международный уровень?
— Во многих случаях — отсутствие необходимых знаний и неуверенность в собственных силах. Хотя есть достаточно много историй успеха, которые наглядно демонстрируют, что мобильная экономика предоставляет безграничные возможности для ведения глобального бизнеса. Например, ижевская компания Hudway. Ребята создали приложение для смартфона, которое показывает водителю проекцию пути на лобовом стекле автомобиля. Оно попало в топ-10 лучших проектов мировой автоиндустрии. Это коммерчески успешная экспортная история, и ребятам нет необходимости переезжать за границу или даже в столицу, чтобы реализовать свою глобальную мечту.
— Две трети технологических стартапов России приходится на долю b2c, согласно результатам вашего исследования. Почему слабо выражен спрос на готовые продукты со стороны отечественных компаний? Что будет его стимулировать?
— B2b-решения и продукты стартапов востребованы на рынке, когда крупные игроки открыты к инновациям и готовы идти на риск ради потенциально успешного проекта. Если компания действительно способна решить одну из существующих в индустрии проблем, то своего клиента она, скорее всего, найдет. Например, стартап Voximplant — облачная коммуникационная платформа — успешно продвигает свои b2b-решения и сотрудничает с крупными банками, авиакомпаниями, ретейлерами и другими игроками на российском рынке.
— Какие ниши сегодня наиболее перспективны для ИТ-предпринимательства, проекты в каких сферах интересны компании Google как инвестору и покупателю технологических продуктов?
— Мы видим большой потенциал в создании решений для бизнеса с использованием искусственного интеллекта в целях повышения эффективности работы сотрудников и оптимизации рутинных операций. Еще одно направление — разработки в сфере маркетинга и рекламы. Многие из них опираются на гигантские — если не безграничные — объемы данных. Но необходимо научиться их обрабатывать. Для этого требуются технологии машинного обучения.
Для стимулирования разработок технологий машинного обучения и искусственного интеллекта в 2017 году компания создала венчурный фонд Gradient Ventures. Важными для нас остаются инвестиции в проекты в области здравоохранения и диагностики заболеваний зрения, сердца, некоторых видов рака.
Выгодными инвестициями становятся компетенции. Здесь мы не говорим о финансовой доходности в классическом понимании, но важно, что с развитием новых ниш бизнеса обогащается вся экосистема. Мы, как следствие, тоже выигрываем. В этом году, например, две российские компании — разработчики приложения Voximplant и App in the Air (персональный ассистент для путешественников) впервые попали в международную обучающую программу для стартапов Google — Launchpad Accelerator.
Более 180 тыс. человек подали заявки на участие в бесплатной программе развития бизнеса для микро— и малого предпринимательства «Бизнес класс», которую мы реализуем в партнерстве со Сбербанком. Мы видим, что программа ценна для предпринимателей: 85% выпускников готовы рекомендовать ее своим коллегам, 56% отмечают значимые позитивные изменения в бизнесе. Проект действует в 33 регионах России, и в течение этого года их число вырастет до 45.
— Эффективна ли созданная государством инфраструктура?
— В России более 150 бизнес-инкубаторов и технопарков, более 90% из них находятся в государственной или муниципальной собственности. Однако пока большая часть технологических компаний — 79% стартапов — сконцентрирована в Москве.
Важно развивать культуру предпринимательства в регионах: рассказывать об историях успеха, привлекать внимание СМИ, обеспечивать постоянный обмен опытом — коучинги, менторство, тесную связь индустрии с университетами, общение с представителями международных сообществ и т.д. Поэтому, например, целью проекта «Вдали от столиц», который мы в прошлом году запустили при поддержке Агентства стратегических инициатив, стало знакомство бизнес-сообщества с людьми, которые делают интересные проекты в регионах.