В 2017 году российская экономика постепенно выходила из рецессии на фоне роста цен на нефть и стабилизации рубля. Годовой прирост ВВП, по данным Росстата, составил 1,5%, индекс промышленного производства подрос на 1% по сравнению с 2016-м. Общее оживление экономики сказалось и на динамике грузовых перевозок: грузооборот за год вырос на 5,4%, а общий объем перевезенных грузов достиг 7,98 млрд т. Ожидать сохранения позитивных тенденций можно и в 2018 году. По прогнозу Минэкономразвития, российская экономика продолжит расти на 2% в год, а индекс промпроизводства вернется к докризисному уровню, с ускорением его роста к 2019 году до 2,9%. В ведомстве прогнозируют и дальнейшее увеличение объемов розничной торговли — на 2,4% ежегодно, что положительно отразится на всем секторе транспортно-логистических услуг.
Согласно данным Росстата, в структуре грузооборота по-прежнему доминирует трубопроводный (47,7%) и железнодорожный (45,5%) виды транспорта, тогда как на автомобильные перевозки приходится чуть более 4,5%. Хотя в 2000–2014 годах конкурентоспособная зона использования грузового автотранспорта выросла с 950 до 2000 км, а средняя дальность перевозки 1 т груза увеличилась с 26 до 75 км, маршрут частных перевозок в среднем не превышает 300 км.
Однако в общем объеме перевезенных грузов значение автотранспорта постепенно растет: в 2017 году доля автоперевозок составила 68,2 против 66,5% в 2015 году. Всего в прошедшем году по автодорогам перевезли 5,4 млрд т грузов, годовой прирост составил 0,3%. При этом тарифы на услуги автоперевозчиков выросли только на 3,5%, что существенно ниже общего показателя по сектору (6,7%).
Свидетельством повышения востребованности услуг автоперевозчиков можно считать и взрывной рост продаж коммерческого транспорта. По данным PwC, сегмент новых LCV (легких коммерческих автомобилей до 3,5 т) вырос на 17%, продажи среднетоннажных (3,5–16 т) и крупнотоннажных (свыше 16 т) грузовых автомобилей выросли на рекордные 50 против 5% годом ранее. Стимулирующими факторами здесь выступили как отложенный спрос, так и общая консолидация рынка грузовых перевозок. За время кризиса доля частных лиц в структуре владения легкими коммерческими автомобилями сократилась с 51 до 36%, а крупные игроки начали активно обновлять парк.
Традиционно главными драйверами автомобильных перевозок выступают строительство и ретейл, которые в 2017 году демонстрировали разнонаправленное движение. Так, несмотря на сокращение реальных располагаемых доходов населения на 1,7% в годовом выражении, оборот розничной торговли вырос на 1,2%, причем положительная динамика отмечалась впервые за два года. В строительной области, меньше пострадавшей во время кризиса из-за накопленного эффекта инвестиций, в 2017 году, напротив, наметился спад (1,4% в годовом выражении), несмотря на реализацию масштабных инфраструктурных проектов. В 2018-м, по прогнозам, сектор ждет восстановление.
В краткосрочной перспективе российский рынок транспортно-логистических услуг продолжит уверенно расти, по прогнозу M.A. Research, среднегодовые темпы роста в 2017–2020 годах могут достичь 7,5% — поддержку окажут рост промпроизводства, строительство и восстановление импорта (хотя, по прогнозу МВФ, его объем достигнет уровня 2015-го не ранее чем через пять лет). «РБК Исследования рынков» прогнозирует небольшое замедление роста общего рынка автоперевозок с 10,4% в 2017 году до 8,9% в 2018-м из-за более умеренного роста тарифов на перевозки. При этом на рынке будет продолжаться консолидация и сокращение числа мелких игроков за счет сделок слияния и поглощения, а также ухода с рынка серых компаний благодаря внедрению системы «Платон», обязательному оснащению грузовиков тахографами и введению штрафов за нарушение режима труда и отдыха водителей.
Ретейл, онлайн и сборные грузы
Структура сектора розничных продаж в последние годы претерпела существенные изменения как из-за режима санкций и контрсанкций, так и благодаря развитию технологий. Согласно оценке «РБК Исследования рынков», объем импорта в реальном выражении в 2014–2016 годах сократился на 29,8%, или на 48,2 млн т, при этом поставки из стран, попавших под действие контрсанкций, за тот же период упали на 53%. По словам директора по экспедированию ГК TELS Ольги Новик, продовольственное эмбарго «стало шоком для российского рынка международной логистики».
Кроме того, сокращение импорта привело к перераспределению грузоперевозок внутри страны. «Если до 2014 года основной поток шел из европейской части (Москва, Санкт-Петербург) в регионы и из Владивостока на запад, то в последние годы мы наблюдаем активное увеличение грузооборота внутри страны между промышленно развитыми субъектами и городами, такими как, например, Ярославль, Иваново, Омск, Екатеринбург, Новороссийск, Казань», — отмечает руководитель по внешним коммуникациям компании «Байкал-Сервис» Ольга Фомичева. На фоне стабилизации рубля у покупателей вновь проснулся интерес к импортным товарам: в минувшем году поставки из-за рубежа, по данным Росстата, увеличились на 24,1%. Впрочем, европейские поставки выросли всего на 0,5%, а лидером роста стал Китай, прибавивший 25%, отмечают в Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций. По оценке завотделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексея Маслова, рост объема электронной торговли между РФ и КНР в 2017–2018 годах может составить около 20%, причем значительную часть этого потока могут взять на себя автоперевозчики. В будущем их значение еще более возрастет, когда в действие будет введен транспортный коридор Западная Европа — Западный Китай.
При этом примерно половина всего стоимостного объема автоперевозок приходится на продуктовый ретейл, отмечает начальник управления развития Х5 Retail Group Максим Шапочка. По его словам, стоимость всех перевозок для продуктового ретейла в 2017 году составила около 340 млрд руб., из которых 97% пришлось на автоперевозки, и в среднесрочной перспективе эта тенденция меняться не будет. При этом почти все ведущие розничные сети используют собственный транспорт на дальних и средних маршрутах, опасаясь отдавать эти перевозки на аутсорсинг, особенно когда речь идет о среднетоннажных грузовиках, отмечает Максим Шапочка. На дальних маршрутах ретейлеры также прибегают к услугам железнодорожных перевозчиков, на них приходится почти шестая часть общего грузооборота (30 млрд ткм против 179 млрд ткм у автоперевозок).
Еще один тренд — бурное развитие интернет-торговли, куда пришли и традиционные розничные игроки от продовольственных сетей (Spar, «Перекресток», «Ашан») до одежных и спортивных брендов (Nike, H&M, Levi’s). По данным опроса «РБК Исследования рынков», речь может идти о двузначном росте интернет-продаж при околонулевых или однозначных темпах роста в традиционной рознице. В 2010–2016 годах объем продаж в онлайн-магазинах вырос с 291 млрд до 944 млрд руб., быстрее всего росли продажи одежды и электроники, а самой популярной стала китайская площадка Alibaba (хотя средняя стоимость заказа на ней обычно невысока). Однако, несмотря на высокое проникновение интернета (доступ к нему имеют 70% населения), на долю интернет-торговли в общей структуре розничной торговли приходится не более 2,2%, тогда как в Западной Европе и США этот показатель значительно выше: 10 и 13% соответственно.
При этом большинство онлайн-ретейлеров отдают логистическую составляющую на аутсорсинг, способствуя росту перевозок сборных грузов (LTL, less than full truck loaded), — по оценке M.A. Research, в структуре стоимостного объема рынка коммерческих автоперевозок он достиг 20%, превысив отметку 135 млрд руб. и продемонстрировав темпы роста, почти втрое превышающие общую динамику рынка. К 2020 году аналитики прогнозируют рост доли сектора до 24,6%, или 227 млрд руб. Это вынудит транспортные компании пересмотреть пакеты услуг и гибче реагировать на потребности рынка e-commerce, например, в том, что касается соблюдения температурного режима при перевозке продуктов и фармпродукции, электронного оформления документов и других ИТ-решений. Крупнейшие транспортные компании уже отреагировали на этот запрос: например, ПЭК запустила сервис для онлайн-магазинов Еasy Way, включающий как готовые ИТ-решения, так и широкую сеть доставки, включающую около 100 тыс. населенных пунктов. Как утверждают в компании, это позволило платформе за год увеличить клиентскую базу в 5,5 раза. ГК «Деловые линии» планирует вложить до 700 млн руб. в создание сети подразделений, специализирующихся на приеме и выдаче грузов массой до 50 кг, — они должны появиться во всех районах Москвы и Санкт-Петербурга и городах-миллионниках. Развитие должны получить и различные логистические агрегаторы, работающие по модели Uber, — пока их проникновение на рынок крайне невысоко.
Перевозки для стройки
Строительная отрасль меньше пострадала от кризиса, чем другие секторы экономики, благодаря накопленному объему инвестиций, вложенных в ее развитие с 2013 года, отмечают в «РБК Исследования рынков». Спад инвестиционной активности произошел лишь в 2015 году, а его последствия дали себя знать в 2017-м, когда показатели ввода в эксплуатацию зданий жилого и нежилого назначения сократились на 1,3%. В 2018 году можно ждать восстановления отрасли. Способствовать этому будет, в частности, федеральная адресная инвестиционная программа, утвержденная Минэкономразвития: в прошлом году в ее рамках на строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимости было выделено 636,4 млрд руб.
Важным фактором роста автоперевозок станет и увеличение госинвестиций в российскую дорожную инфраструктуру. Так, в ноябре 2016 года правительство утвердило приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», который предполагает выделение до 2025 года 550 млрд руб. на ремонт и строительство автодорог в 38 городских агломерациях. В результате должно не только сократиться время доставки грузов по автотрассам, но и вырасти максимальное плечо перевозки.
При этом масштабные инфраструктурные проекты вроде строительства Крымского моста или Центральной кольцевой автодороги в Московском регионе сами по себе обеспечивают рост загрузки для автоперевозчиков, поставляющих строительные материалы — щебень, бетонные смеси и т.д. По оценкам участников рынка, в 2017 году на их долю пришлась значительная часть грузооборота. В ближайшее время к их числу должна прибавиться и московская программа реновации.