Авторынок начал восстанавливаться в прошлом году. «За последние пару лет представители бизнеса адаптировались к экономической ситуации, многие перестроили бизнес-модели и сейчас готовы дальше развиваться», — отмечает управляющий директор брендов Peugeot, Citroën и DS Александр Мигаль.
Объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) по итогам 2017 года вырос на 11,9% и составил 1,6 млн единиц, отмечается в исследовании рынка британской Ernst & Young (EY). Продажи грузовиков массой более 3,5 т начали расти еще в 2016 году (плюс 3,9%), а по итогам прошлого года этот сегмент увеличился на 50,8%.
Позитивная динамика наблюдалась и в начале 2018 года, отмечают в аналитическом агентстве «Автостат»: объем рынка новых грузовых автомобилей по итогам первого квартала вырос на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 19,2 тыс. единиц.
Объем рынка новых LCV в стране вырос на 9,4% и составил 25,4 тыс. единиц. Доли локализованных иностранных и отечественных марок на рынке LVC выросли с 50 и 20% в 2014 году до 57 и 26% в 2017-м соответственно (данные EY). Среди грузовиков лидирует отечественный «КамАЗ» — марка занимает более трети рынка (по оценкам EY и «Автостата»). В тройку лидеров по итогам первого квартала 2018 года входят также «ГАЗ» и Volvo.
Лизинг и господдержка
Основными драйверами рынка стали отложенный спрос (он рос, даже несмотря на индексацию цен), подъем потребительской активности и сохранение значительных объемов государственной поддержки сектора, говорится в докладе EY «Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли. Март 2018 года». Рост доли отечественных и локализованных иностранных марок на российском авторынке в 2015–2017 годах — заслуга господдержки спроса именно на эти модели, отмечают в EY.
Наиболее молодой парк — легкие коммерческие автомобили, где лишь 43,6% машин старше 15 лет. Самым возрастным парком являются грузовики — 65% было выпущено до 2003 года (данные «Автостата»).
Более 70% грузового транспорта приобретались в лизинг, говорит член правления Carcade Дмитрий Чернышев. По его словам, доля транспортных сделок на условиях финансовой аренды растет из года в год. Почти две трети (58%) договоров лизинга компании Carcade в сегменте коммерческого автотранспорта заключалось с использованием госсубсидии.
По оценке компании «Европлан», в 2017 году на лизинговые сделки с использованием госпрограммы в общих продажах коммерческих автомобилей в России пришлось около 30%. «Субсидия идет конечным пользователям коммерческой техники и работает с эффектом рычага сразу на несколько сегментов — автопроизводители, потребители техники и лизинговые компании», — говорит генеральный директор АО «ЛК «Европлан» Александр Михайлов.
Государство с 2015 года компенсирует лизинговым компаниям выпадающие доходы от предоставления скидок на авансовый платеж — 10% от стоимости транспортного средства (ТС). Программа ежегодно продлевается и меняет акценты. До 2017 года, например, поощрялись продажи отечественных и локализованных легковых автомобилей, сейчас государство стимулирует спрос на грузовики, говорит директор отдела рейтингов кредитных институтов агентства RAEX («Эксперт РА») Руслан Коршунов. В прошлом году были введены новые адресные субсидии покупателям магистральных седельных тягачей (программа «Российский тягач»), а также на технику для сельхозпроизводителей (программа «Российский фермер») и компаний малого и среднего предпринимательства (программа «Свое дело»). Размер авансовой скидки по этим программам увеличен до 12,5% от стоимости ТС.
Грузовой перевес
Результатом реализации этих трех госпрограмм адресной поддержки стало изменение структуры автолизинга в пользу грузовой автотехники, отмечают в рейтинговом агентстве RAEX: сегмент грузовых автомобилей по доле рынка лизинга за девять месяцев 2017 года обошел легковые — 22 против 16% (годом ранее 18 и 20% соответственно). В RAEX прогнозируют, что в целом по рынку доля автолизинга с господдержкой по итогам 2017 года достигнет 20%.
По итогам девяти месяцев 2017 года объем лизингового бизнеса в целом вырос на 58% и составил 710 млрд руб., сообщается в последнем отчете RAEX. Доля транспортных сегментов, к которым агентство относит автомобильный, железнодорожный, авиационный лизинг, а также водный транспорт, составила около 80% (годом ранее — 72%).
По итогам прошлого года объем рынка лизинга грузового автотранспорта вырос на 57%, а сделки в сегменте LCV — на 47%, делится предварительными подсчетами Руслан Коршунов. Аналитик RAEX отмечает, что с 2014 года доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в сделках лизинга росла и сегодня превышает 50%. Максимального результата спрос на финансовую аренду со стороны МСБ достиг в 2016 году — 60%. Доля крупных предприятий в новом бизнесе за январь—сентябрь 2017-го составила около 45% против 38% за аналогичный период прошлого года. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства сократилась до 52%, на госучреждения пришлось около 2,5 против 1% годом ранее.
От малых ждут роста
«Автолизинг — прежде всего розница, в последнее время в этой сфере активно стали вести бизнес госкомпании: например, «Сбербанк Лизинг» в прошлом году вошел в сегмент грузового автотранспорта — поддержка МСБ соответствует стратегии компании», — отмечает Руслан Коршунов. По его мнению, именно от активности МСБ на рынке будет зависеть динамика продаж на авторынке и сделок лизинга.
Грузовой транспорт — дорогая техника, и покупать ее на собственные средства для МСБ проблематично, говорит Дмитрий Чернышев. «Кроме того, компании зачастую приобретают целые парки техники, поэтому более легкие инструменты привлечения заемных средств становятся ключевыми для реализации закупки», — отмечает он.
Производители стремятся поддержать спрос МСБ. Группа PSA в 2017 году запустила новую линейку среднеразмерных грузовых и пассажирских фургонов (основными покупателями таких машин являются представители малого и среднего бизнеса), а в 2018 году локализовала их производство в России, отмечает Александр Мигаль. По его словам, созданная недавно кэптивная лизинговая компания группы еще не участвовала в госпрограмме, но и без этого готова предложить клиенту привлекательную стоимость финансирования приобретения автомобилей.
В прошлом году активно обновляли парки представители всех сегментов бизнеса: и перевозчики, и крупные сети, и строительный бизнес, и добывающая отрасль, и малые и средние компании, говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Если государство выделит дополнительные средства на субсидирование лизинга, то это стимулирует рост, а если программы перестанут работать, то рынок снизится на ту долю, которую занимают льготные сделки, но все равно будет расти», — уверен Сергей Удалов.
Отложенный спрос все еще не удовлетворен, и это будет способствовать восстановлению рынка в 2018 году, согласны в EY. Динамику продаж автомобилей будут определять в том числе доступность автомобильных кредитов, объем и эффективность мер государственной поддержки, а также темпы локализации производства автомобильными компаниями, которые влияют на себестоимость и цены. «Риском для отрасли является неопределенность относительно будущих цен на нефть и обменного курса рубля. Сдерживающим фактором может быть также индексация утилизационного сбора в 2018 году», — отмечают аналитики аудиторско-консалтинговой компании.
Потребность бизнеса в программах господдержки сохранится, особенно при работе с отечественными марками автомобилей, отмечают в RAEX. В прошлом году ассоциация «Российские автомобильные дилеры» специально просила правительство РФ продлить меры господдержки для автомобильной промышленности. В этом году на финансирование льготного лизинга коммерческого транспорта из резервного фонда выделили 4 млрд руб. Но они уже исчерпаны.
С начала года лизинговые компании субсидировали за свой счет довольно много сделок, и сейчас были вынуждены приостановить передачи по программе льготного лизинга, говорят в «Европлане». При этом заключение сделок лизинга по программе субсидирования дорожно-строительной техники продолжается. Представители отрасли ждут продления программы и надеются на увеличение объемов ее финансирования.