— Каковы функции блокчейн-технологий в информационном обществе?
— Технология блокчейн базируется на децентрализованном хранении данных и выполнении программ. И криптовалюты — всего лишь частный случай применения такой технологии. Видимо, изобретатели блокчейна в свое время решили сделать эффектный ход и показать огромному числу пользователей в мире максимально наглядно, что блокчейн имеет смысл, что на нем даже можно неплохо зарабатывать.
Но если смотреть широко, то с помощью этой технологии можно реализовывать те же функции, что сейчас выполняются централизованными ИТ-системами. Это хранение больших баз данных и выполнение самых различных программ. Если чуть упростить, весь привычный нам интернет может быть децентрализован и полностью существовать на блокчейне. Это касается онлайн-банкинга, реестров прав на недвижимое имущество, прав собственности и интеллектуальных прав, транзакционных систем, логистических схем и т.п. Большой плюс такого подхода — транспарентность, снижение накладных расходов, например за счет исключения из технологической цепочки людей или элементов, которые были необходимы для подтверждения транзакций. Они не нужны, все происходит на уровне протокола. В периоде это может привести к появлению систем, где коррупция невозможна по определению.
— Приведите пример.
— Налогообложение. На блокчейне делается государственная система транзакций между контрагентами. В ходе каждой транзакции автоматически снимается НДС. Послать деньги, не уплатив налог, вы уже не сможете. Пример, конечно, примитивный, но технологически полностью исключить из процесса налогообложения человеческий фактор вполне возможно.
— Как еще общество, бизнес и государство могут выиграть от внедрения блокчейн-технологий?
— Чтобы люди поняли ценность блокчейн-технологий, их необходимо внедрять в крупные промышленные системы. Именно она является базой для развития интернета следующего поколения. Ведь сегодня, когда господствует интернет второго поколения (Web 2.0), сеть очень централизована, это сеть крупных корпораций — Facebook, Google. Такая модель фактически повторяет социальные связи, которые есть в обществе. Ну, а чтобы плавно перейти к Web 3.0, то есть децентрализованным системам, и нужен блокчейн либо аналогичная ему технология. Поэтому считаю, что сейчас роль блокчейна примерно такая же по масштабу, как у интернета в целом. Всем цифровым бизнесам, равно как и всем государственным электронным сервисам, сегодня очень недостает элемента децентрализации и прозрачности.
— Что обеспечивает безопасность и стабильность блокчейн-систем?
— Концепция блокчейн предлагает принципиально новый тип безопасности, где все данные синхронизированы между всеми участниками сети. Как технология, блокчейн ставит своей целью гарантию неизменности таких данных. Если это работает качественно, безопасность выше. Однако блокчейн несовершенен, и в его технологической реализации тоже бывают ошибки. В этом данная технология мало чем отличается от традиционных ИТ-систем, где есть свои уязвимые места. Блокчейн тоже возможно взломать. Но чем дальше развивается любая технология, в том числе и эта, тем меньше шансов остается для взлома.
В другой разновидности таких систем — закрытом блокчейне, а также администрируемом блокчейне, уровень безопасности изначально выше. Но и их нельзя считать полностью децентрализованными, поскольку в них есть администратор. При этом очевидно, что некоторые бизнес-решения сегодня уместно строить именно на таких системах.
— Сколько продлится переходный период от администрируемого блокчейна к полностью децентрализованному?
— Думаю, что закрытый блокчейн точно будет востребован в ближайшие десять лет. Именно поэтому наш проект Vostok, который сейчас запускается, это как раз закрытая блокчейн-платформа, своеобразное «коробочное» решение для бизнеса, позволяющее разворачивать и другие блокчейн-системы. Они предполагают администрирование, но в то же время реализуют задачи бизнеса с точки зрения повышения прозрачности и уменьшения расходов. На текущий момент это оптимальное решение с точки зрения применения блокчейна в Linux. Те же решения, которые сегодня больше на слуху — Etherium, Bitcoin и им подобные, для задач бизнеса и госуправления применяться не могут. В первую очередь из-за крайне низких показателей безопасности.
— Насколько велика роль администратора подобных систем?
— Достаточно велика. Администратор контролирует доступ участников в сеть. И если те ведут себя некорректно, скажем, пытаются помешать работе сети, администратор их удаляет. Один из принципов блокчейна как технологии как раз и заключается в том, чтобы нельзя было притвориться «нодом» — честным участником сети, который подтверждает транзакции, а потом может нарушить работу системы. В Bitcoin это выстраивается несколько иначе. Чтобы стать майнером, вы должны предъявить вычислительную мощность, ресурс, который используете. Подразумевается, что ресурс конечен, поэтому вы не можете иметь ресурса больше, чем все остальные участники сети. За счет этого Bitcoin относительно безопасен.
В закрытой сети, которую мы сейчас разрабатываем, это не является необходимостью, потому что в ней как раз есть администратор. Он решает, кому в нашей сети место, а кому нет. Это не совсем децентрализованный подход, но на данном этапе он является единственно возможным для создания сетей, которые уже могут применяться в бизнесе.
— Кто может быть администратором?
— Физическое лицо, если речь идет о небольших сетях. Либо ассоциация, если сеть обслуживает группу компаний, голосующих за определенное решение. Допустим, есть консорциум банков. Его участники между собой решают, как именно и чьими силами поддерживается сеть. При приеме в консорциум нового банка заключаются соглашения, ему передается программное обеспечение, и такой новый член консорциума фактически становится еще одним узлом блокчейна.
— В чем заключаются основные угрозы для подобных систем?
— Главная проблема открытых блокчейнов сегодня — форки. Если объяснять на пальцах, форками называются ситуации, когда записанные в блокчейне данные исчезают, так как на уровне сети принимается решение о недействительности этого блокчейна и действительности какого-то иного. Причем гарантий от таких неприятных ситуаций открытые блокчейны не предоставляют. Поэтому пока такие системы работают на основе социального консенсуса — майнеры криптовалют понимают, что если будут вести себя некорректно, это негативным образом скажется на котировке того же Bitcoin, и люди попросту перестанут в него верить.
Стоит выделить и DDos-атаки, при которых происходит перегрузка сети, и она теряет возможность пропускать транзакции. Причем атаки эти не обязательно злонамеренны. Скажем, в блокчейне Ethereum одно время существовала популярная игровая опция под названием «Крипто-коты»: пользователи могли покупать кошек и скрещивать их, используя блокчейн. Игроки в итоге так увлеклись транзакциями, что «положили» весь Ethereum.
Разумеется, есть и вредоносные атаки на сервисы, использующие блокчейн. В первую очередь страдают виртуальные биржи. По своей архитектуре они очень централизованы. Обычно такая биржа — это сервер, на котором хранятся приватные ключи. Его можно взломать и украсть деньги. Взломы — бич всех крупных бирж. Без них не проходит и недели. Суммы, которые пропадают, достигают $10 млн. Подобные инциденты лишний раз демонстрируют уязвимость централизованных технологий.
— Проблема может быть решена опять же при помощи децентрализации?
— Да, на децентрализованных биржах. Там украсть деньги невозможно. Они находятся у конкретных пользователей и бирже не передаются. Да и самой биржи фактически нет. Есть протокол, который заменяет биржу. То есть увеличение децентрализации увеличивает уровень безопасности системы.
— Привычное страхование распространится на блокчейн-продукты?
— Крупные страховые компании очень интересуются этим рынком, изучают возможности блокчейна в страховом деле. Какие именно? Например, страхование вашего счета на бирже. Вы доказываете, что утратили доступ к личному счету, — вам выплачивается страховка. Такие подходы и продукты будут развиваться.