Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Экспорт на здоровье

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Россия встраивается в мировой рынок биотехнологической продукции.

Весной правительство утвердило план мероприятий по развитию биотехнологий до 2020 года. В стране действует принятая еще в 2012 году комплексная программа развития биотехнологий на тот же период. Роль экспорта в документе подчеркнута особо, «план принимается для развития внутреннего спроса, производства и экспорта биотехнологической продукции», сказано в распоряжении правительства.

План предусматривает сокращение к 2020 году импорта продукции биотехнологии на 50% и рост экспорта российской продукции в 25 раз к 2025 году. Российское производство должно занять 1% ВВП в 2020 году и не менее 3% ВВП в 2030 году, сказано в документе. Объем господдержки всех мероприятий по развитию отрасли заложен на уровне 1,2 трлн руб. до 2020 года. При этом Минпромторг готовит дополнительные меры господдержки для стимулирования экспорта высокотехнологичных фармпрепаратов, рассказывал весной журналистам замминистра промышленности и торговли Сергей Цыб.

Мировой рынок биотехнологий к 2025 году достигнет объема $2 трлн, темпы роста по некоторым сегментам рынка достигают 30% в год, приводит данные НИУ ВШЭ. При этом на биофармацевтику приходится около 60% рынка, говорится в исследовании компании Frost & Sullivan, на промышленные биотехнологии и биоэнергетику — 35%, на агротехнологии — 5%. Около 40% мирового рынка занимают компании из США, подчеркивается в исследовании. Россия произведет в 2018 году продукции биотехнологии на 13 млрд руб., в 2020 году — на 15 млрд руб., ее доля на мировом рынке оценивается в 0,1%, говорилось весной на заседании правительства, посвященном принятию плана развития отрасли.

Что удалось заместить

За последние пять лет производство фармпрепаратов в России выросло на 70% в денежном выражении и на 32% в натуральном, говорили на форуме IPhEBRussia в апреле представители Минпромторга. К концу 2018 года, по их прогнозам, эта доля составит 60% в стоимостном выражении, а в некоторых сегментах уже достигнет уровень 70–80%. Так, противотуберкулезные препараты на 85% отечественные, препараты для лечения гепатита — на 75%, ВИЧ — на 72%, онкологических заболеваний — более 60%. Дальнейшее развитие отрасли возможно только при условии развития экспорта, говорилось на форуме, задача по импортозамещению, по сути, выполнена, потенциал внутреннего рынка близок к исчерпанию.

Но есть и другие оценки. До полного импортозамещения еще далеко, заявил РБК+ исполнительный директор госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко. «Прежде чем конкурировать с зарубежными производителями на их территории, необходимо одержать победу в России. На данном этапе промышленность нацелена в первую очередь на замещение импорта в тех сегментах, которые имеют стратегическое значение для государства. В том числе это касается медицины, где доля зарубежного оборудования сейчас критически высока — порядка 75% в денежном выражении. Есть государственная задача снизить ее к 2030 году до 50%. Поэтому мы работаем сейчас на внутренний спрос и активно продвигаем свои разработки в российские медучреждения», — рассказал Олег Евтушенко.

Продвижение отечественных разработок на собственный, российский рынок идет непросто в том числе из-за давних стереотипов о российской продукции, подчеркивает Олег Евтушенко, «но мы активно эти стереотипы разрушаем». По его словам, доля продукции «Ростеха», поставляемой для оснащения государственных клиник, по ряду направлений достигает уже 60%. Например, в такой пропорции оснащаются российским медоборудованием перинатальные центры, строительство которых ведет «Ростех».

Услуги для иностранцев

Экспорт — это необязательно вывоз продукции из России, в планах по развитию отрасли огромное внимание уделяется экспорту высокотехнологичных медицинских услуг, говорит генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев. В этом случае иностранные пациенты приезжают в Россию, чтобы здесь лечиться. Согласно майским указам президента, экспорт медицинских услуг в 2024 году должен составить не менее $1 млрд.

Потенциал для этого очень хороший, считает Андрей Слепнев, конкурентоспособность российской медицине обеспечивает высокое качество при относительно низкой стоимости услуг. «По данным отраслевых ассоциаций, в прошлом году российские клиники уже посетили более 110 тыс. иностранцев, и эта цифра растет, — рассказал Андрей Слепнев РБК+. — Причем речь не только о гражданах стран СНГ. Так, в Россию приезжают немецкие граждане, которые через свои страховые компании оформляют у нас протезирование суставов». Другие привлекательные для иностранцев отрасли российской медицины — онкология, кардиология и офтальмология.

Одним из направлений развития может стать и санаторно-курортное лечение, добавляет Андрей Слепнев, а чтобы нарастить экспорт услуг, необходимо активнее пропагандировать за рубежом успехи российской медицины и облегчить для иностранных пациентов процедуры получения визы и миграционного учета — вплоть до введения специальных медицинских виз.

Биотехнологические и цифровые

С экспортом препаратов и оборудования все несколько сложнее, этот сектор жестко регулируется практически во всех странах. Например, препараты при выходе на рынок той или иной страны приходится тестировать заново. Россия имеет отличные шансы выйти со своими биопрепаратами на рынок Аргентины, рассказал в интервью агентству «Прайм» торгпред РФ в этой стране Сергей Деркач. Интерес аргентинских компаний к покупке российских высокотехнологичных препаратов для лечения онкологических заболеваний очень высок, но система сертификации препаратов в Аргентине крайне сложна, отметил чиновник.

Экспорт медицинских товаров является одной из ключевых тем конференции «Биотехмед-2018» и одним из перспективных направлений экспортной политики страны в целом. В рамках форума будут обсуждаться проекты и продукты, успешно экспортируемые на международные рынки, а также те, которые только готовятся к выходу на них. «Ключевыми темами станут также цифровое здравоохранение и борьба с онкологическими заболеваниями, — рассказывает директор форума «Биотехмед» Ольга Пивень. — Наша цель — сформировать интерес участников рынка к объединению усилий по обеспечению перехода к медицине нового поколения, сделать сектор биотехнологий не просто актуальным и значимым, а постоянно развивающимся».

Российская продукция начинает находить спрос за рубежом, подчеркивает Олег Евтушенко. «Мы («Ростех». — РБК+) поставляем медоборудование в Швейцарию, Ливан, Индонезию, Королевство Бахрейн и даже на Карибы. Пока речь о небольших партиях, но перспективы очень хорошие», — указывает Олег Евтушенко. По его словам, в ближайшем будущем российские разработки смогут успешно конкурировать за рубежом как минимум в двух сферах — медицинские биотехнологии и сегмент высокотехнологичной ИТ-продукции. «Это касается, например, средств виртуализации, технологий дополненной реальности, которые сейчас активно внедряются в здравоохранении во всем мире. В сравнении с зарубежными аналогами некоторые наши образцы в разы эффективнее, при этом по цене они в несколько раз дешевле», — резюмирует топ-менеджер «Ростеха».

Отдельный вопрос, который необходимо решить экспортеру, — нанесение на продукцию специальной маркировки. Система обязательной маркировки пока введена лишь в десяти странах мира, но именно эти государства — основные торговые партнеры России (США, Китай, Индия, страны ЕС), рассказали РБК+ в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ — оператор системы маркировки и прослеживаемости товаров для внутреннего рынка). Для нанесения маркировки производителю необходимо иметь оборудование для сериализации. Настройка данного оборудования под национальный стандарт занимает несколько часов. «Для российских компаний, у которых оборудования сериализации еще нет, ЦРПТ совместно с РФПИ и швейцарской компанией SICPA локализовал производство промышленных принтеров, создав компанию «ТрекМарк». Ранее в России в промышленных масштабах подобное оборудование не выпускалось», — рассказал представитель пресс-службы ЦРПТ. Разработкой и производством такого оборудования «ТрекМарк» занимается на мощностях госкорпорации «Ростех». «Локализация позволяет российским фармпроизводителям приобретать оборудование на 30% дешевле зарубежных аналогов. На рынке представлены и другие решения, компания не является монополистом по продаже, настройке оборудования и ПО», — добавляют в ЦРПТ.

Россию можно считать одним из мировых лидеров по обеспечению безопасности в сфере оборота фармпрепаратов, напоминают в ЦРПТ. С 1 ноября ЦРПТ становится оператором пилотного проекта по маркировке лекарств, когда к центру перейдет информационная система, ранее разработанная ФНС. Система базируется на стандартах ЕС, но требования к безопасности усилены: на каждой пачке препарата будет наноситься двумерный код DataMatrix, разработанным по стандартам GS1.

Инновации Хай-тек в клетку
Скачать Содержание
Закрыть