— Какой потребительский тренд господствует на автомобильном рынке России?
— Потребитель все больше предпочитает SUV седанам. В некоторых сегментах уже смело можно говорить о тотальном превосходстве этого тренда. На премиум-рынке продажи внедорожников составляют уже 72%. Если брать массовый рынок, то это более 40%. Отрадно, что компания с нашим модельным рядом находится в авангарде. Смотрите: Hyundai Creta — это номер один в сегменте наших SUV, безоговорочный лидер. Если брать Hyundai Tucson, то в этом году продажи модели в сравнении с 2017-м удвоились. Она была серьезно перепозиционирована, летом мы запустили новые модели. В свою очередь, премьера на Московском автосалоне 29 августа нового поколения Hyundai Santa Fe также вносит вклад в господство этого потребительского тренда. Таким образом, мы качественно усилили нашу линейку внедорожников как раз в ответ на массовый клиентский запрос. По объемам продаж Hyundai 2018 года 54% будут составлять именно кроссоверы. До этого пальму первенства держал Hyundai Solaris.
— За что россияне так любят SUV?
— За удобство. Высокая посадка, клиренс, особенно в холода — вспомните, сколько снега было прошлой зимой! Внедорожник дает больший комфорт и большие возможности, естественно, за счет полного привода. Если брать Hyundai Tucson и Hyundai Santa Fe, это 100% полноприводные автомобили. В случае с Hyundai Creta более половины продаж — это так же полноприводные машины. В конце концов, SUV — это безопасность и лучшая управляемость на дороге. И кузов внедорожника — вещь очень практичная. Вы можете, не испытывая дискомфорта, ездить в деловые поездки, а при необходимости трансформировать салон для перевозки грузов или большого количества вещей.
К тому же сегодня очень часто SUV и седан практически не отличаются по ценам. Клиент, естественно, чаще выбирает внедорожник. Можно понять: SUV гарантирует ему больше возможностей.
— Компания не первый год активно сотрудничает с Восточным экономическим форумом (ВЭФ). Что это партнерство уже дало Genesis и что вы ожидаете по итогам нынешнего форума?
— Мы стараемся быть активными участниками любого мероприятия такого рода и масштаба. ВЭФ компания поддерживает второй год подряд. Также мы уже трижды были партнерами Сочинского инвестиционного форума. Есть долгосрочное партнерство с «Росконгрессом». Для компании и конкретно для бренда Genesis участие в форуме — это лишний повод показать потенциальным клиентам достоинства, которыми обладают наши автомобили. ВЭФ особенно важен, помимо приезда на него основных экономических игроков этот форум еще и политический. Прошлый год показал, что явка и уровень организации выросли очень существенно. В этом году ожидаем еще большее число гостей. Для нас как для автомобильного партнера ВЭФ — это очень существенный показатель.
— Условия партнерства с ВЭФ изменились?
— Да, для нужд форума сейчас мы предоставляем 160 автомобилей Genesis G80, на десять больше, чем в 2017-м. На них в том числе будут перемещаться VIP-гости. Помимо брендинга это отличная возможность для участников и гостей еще раз протестировать наш автомобиль уже в качестве пассажиров.
— Представительство Genesis на форуме влияет на показатели госзаказа?
— Продажи российским структурам государственной власти за прошедший год увеличились в разы. Если раньше реализация была буквально штучной, сейчас счет идет на сотни автомобилей. Сочинский форум способствует таким продажам в регионах, а Владивостокский привлекает внимание уже федеральных органов государственной власти. Одна из причин роста показателей, на наш взгляд, то, что Genesis даже в стандартной комплектации оснащен полным приводом. При прочих равных условиях в сравнении с нашими конкурентами это однозначно выигрышная опция.
— Рост деловых контактов компании пропорционален увеличению числа гостей ВЭФ?
— Мы по происхождению и по своей сути — азиатская компания. В рамках ВЭФ проходит несколько мероприятий по российско-корейскому диалогу в области политики и экономики, социальных сфер. Все это нам очень важно. С другой стороны, если говорить о каких-то конкретных проектах, то в данный момент у компании Hyundai на Дальнем Востоке таких проектов нет. Мы как автомобильная компания находимся там, где есть рынок. Наш основной завод сейчас функционирует в Санкт-Петербурге, дистрибуция — в Москве, а Дальневосточный регион с точки зрения объема продаж новых автомобилей, емкости рынка пока находится, что называется, в зачаточном состоянии.
— В чем причина?
— Сейчас в регионе только-только начинает ослабевать влияние правого руля. Импорт таких автомобилей, по сути, прекратился порядка трех лет назад. Последней точкой стало требование по ГЛОНАСС и обязательной сертификации. Тем не менее огромное количество таких автомобилей было завезено, их парк по-прежнему огромен. Новым автомобилям конкурировать с этим парком очень непросто.
При этом прогнозирую, что бум продаж новых автомобилей на Дальнем Востоке возможен в ближайшие три года. В 2020–2021 годах рынок начнет разворачиваться в эту сторону. Поэтому допускаю скорый приход в регион федеральных операторов — дилерских холдингов, торгующих такими автомобилями. Они бы смогли правильно выстроить процесс продаж, который сегодня, откровенно говоря, там организован не самым лучшим образом. Это касается всех брендов, не только нашего. Кто будет первым, тот и получит максимальную долю рынка.
— Проблема Дальнего Востока для автопроизводителей и дилеров только в господстве правого руля?
— Нет, это и логистическая составляющая. Hyundai как компания, активно торгующая с разными странами и имеющая заводы на разных континентах, сильно заинтересована в поиске оптимальных путей доставки своей продукции. Поэтому в случае оптимизации стоимости перевозок, возможно, каких-то субсидий, Транссибирская железнодорожная магистраль станет хорошей альтернативой нынешнему пути — морскому, через Суэцкий канал.
Кардинальное решение вопроса перевозок важно еще и потому, что до дальневосточных клиентов мы доставляем сейчас автомобили за наш счет. Цена автомобиля в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке для потребителя одинакова.
— Как логистическая оптимизация выглядит в цифрах?
— Доставка комплектующих из Южной Кореи на наш завод в Санкт-Петербурге по железной дороге, с небольшим паромным плечом до Владивостока, сокращает логистику с 45 дней до 20. Для нас это очень существенно. Но для того чтобы такая оптимизация была реализуема на практике и железная дорога действительно стала альтернативой морскому транспорту, надо решить много вопросов по тарифам, портовой инфраструктуре. Эти моменты активно обсуждались на прошлом форуме. Думаю, продолжение дискуссий будет и сейчас.
— Год назад вы не обсуждали планы компании о расширении производственных мощностей в российских регионах. За это время что-то поменялось?
— Год назад все подобные разговоры действительно можно было назвать теоретическими. В настоящее время мы активно обсуждаем возможности расширения, оптимизации, углубления локализации производств. Мы реально продвинулись по концептуализации этих задач. Вполне возможно, что до конца 2018 года примем окончательное решение о дальнейшем развитии в России производственных мощностей.
— Доля Hyundai на российском автомобильном рынке вас устраивает?
— Считаем долю в 10% оптимальной и не видим смысла ее кардинально увеличивать. Она соответствует нашему модельному ряду, ценовому позиционированию, состоянию дилерской сети. Мы очень довольны, что данный показатель не снижается, и этот год планируем закрыть именно с десятью процентами.