На фоне низкого спроса на новые легковые автомобили в России одним из способов загрузить простаивающие заводы и получить прибыль для производителей стал выход на внешние рынки сбыта. После девальвации рубля в 2014 году именно направление экспорта автомобилей из России стало одним из основных в повестке правительства. Согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года» Минпромторг и Минэкономразвития надеются именно за счет развития экспорта и сохранения привлекательности локального производства увеличить масштабы выпуска готовой продукции и улучшить неутешительные прогнозы.
Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, при наличии в стране производственных мощностей, которые суммарно могут собирать около 3,2 млн автомобилей год, производство легковых автомобилей в 2017 году составило лишь 1,34 млн единиц. По оценке Минэкономразвития, в 2020 году в России будет произведено 1,6 млн машин, в 2025-м — 2,21 млн, что меньше исторически максимального значения 2012 года (2,8 млн единиц). Текущие объемы экспорта легковых автомобилей, составившие 83,4 тыс. штук в 2017 году на общую сумму $1,32 млрд с ожидаемым ростом до 269 тыс. автомобилей к 2025 году, в Минпромторге также считают недостаточными.
Для улучшения этих показателей ведомство заняло активную позицию по заключению торговых соглашений с рядом стран, чтобы нивелировать эффект от заградительных ввозных пошлин, которые в отдельных случаях достигают 30%. В числе приоритетных регионов оказались СНГ, Восточная Европа, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка.
Есть планы и первые результаты работы с Албанией, Вьетнамом, Ираном и Турцией. В рабочей группе по развитию экспорта также видят потенциал в Центральной Америке (Гватемала, Никарагуа), Южной Америке (Боливия, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор), Африке (Алжир, Ангола, Ботсвана, Египет, Марокко, Нигерия, Тунис, ЮАР).
Выше локализация, меньше разных платформ
Чтобы улучшить плановые показатели, в ведомстве, с одной стороны, поставили автокомпаниям довольно жесткие условия, касающиеся наращивания объемов инвестиций и углубления локализации продукции (для обеспечения эффекта масштаба в Минпромторге, в частности, стимулируют автопроизводителей производить больше моделей на одинаковых платформах), а с другой — разработали ряд мер господдержки для предприятий, которые решат выйти на новые рынки сбыта с произведенными в России машинами.
Экспортеры могут рассчитывать на льготную кредитно-гарантийную поддержку со стороны государства, страхование экспортных поставок, поддержку логистики, сертификации и омологации, вычет НДС и акциза. В планах — внедрение новых кредитных механизмов, а также запуск программы поддержки развития послепродажного обслуживания.
Тренд на развитие экспорта автомобилей из России можно считать устойчивым, считает генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев. Эксперт объясняет эту тенденцию конкурентной ценой российской продукции, в том числе из-за курсовой разницы, и высоким качеством продукции.
«От экспорта выигрывают все производители. Для российских национальных и глобальных производителей экспорт — это приоритет, новые объемы, новые рынки, валютная выручка, — уточняет Андрей Слепнев. — Все российские производители автомобилей — экспортеры. Это КамАЗ, альянс Renault-Nissan — АвтоВАЗ, Volkswagen Group Rus, группа ГАЗ, Sollers, Kia-Hyundai, Toyota, Mercedes-Benz Rus, Volvo и «Автотор Холдинг».
Сами автокомпании позитивно отзываются о возможностях экспорта из России, однако признают, что прорыва в этом направлении ждать не стоит. Так, выйти на основные рынки, в том числе европейские, крайне сложно из-за действующих там жестких экологических требований.
При этом производить автомобили в России, даже несмотря на курсовую разницу, все равно оказывается дороже, чем на европейских заводах иностранных брендов, о чем не раз говорили глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович, а также гендиректор Mazda Motor Rus Йорг Шрайбер.
Йорг Шрайбер не считает Россию идеальной страной для производства автомобилей в плане себестоимости. Интересен такой вариант, по его словам, может быть только тем компаниям, которые получают взамен существенные субсидии от государства.
На выезд целиком и по частям
В пресс-службе АвтоВАЗа говорят, что в первом полугодии 2018 года под маркой Lada за границу было продано 16 592 автомобиля, что на 64% превышает результаты аналогичного периода 2017 года. Для сравнения: на российском рынке за те же шесть месяцев 2018-го АвтоВАЗ реализовал 169 884 машины. Странами с наилучшими результатами продаж для марки по итогам полугодия стали Белоруссия, а также Казахстан — там организована сборка автомобилей всего модельного ряда. В Узбекистане продажи составили 785 автомобилей.
«Автомобили Lada поставляются на экспорт более чем в 30 странах, где в 2017 году розничные продажи составили 24 тыс. автомобилей. В первой половине 2018 года марка добавила в географию экспорта Кубу, Чили и Тунис. Самыми популярными в плане экспорта являются автомобили семейства Lada 4х4 и Lada Vesta, на каждый из которых приходится в среднем по 30% от всех поставок за рубеж. В 2018 году в Чили планируется продать до 400 автомобилей», — уточняют в пресс-службе.
Ранее АвтоВАЗ организовал экспорт в Европу седана Lada Vesta, а также универсала Lada Vesta SW и его внедорожной версии Vesta SW Cross, эти модели продаются в Германии, Австрии, Болгарии, Венгрии и Литве. В 2017 году в Европе купили 5,2 тыс. автомобилей Lada — на 29% больше, чем в 2016-м.
В 2017 году Nissan экспортировал 3832 автомобиля в ряд стран, среди которых Белоруссия, Казахстан, Азербайджан и Ливан, говорит директор по коммуникациям Nissan и Datsun в России Роман Скольский. В России в прошлом году под брендом Nissan было продано 76 тыс. машин. У компании действуют проекты по экспорту автокомпонентов в страны Европы: в 2016 году завод Nissan в Санкт-Петербурге приступил к экспорту передних и задних бамперов на Nissan X-Trail собственного производства на центральный европейский склад в Нидерландах. В 2017 году туда отправили 10 784 бампера, а в первом полугодии 2018 года — 8884 штуки.
В компании УАЗ рассказали, что за прошедший год марка экспортировала продукцию в 41 страну: за границу отправляют все модели. Всего в 2017 году УАЗ поставил на зарубежные рынки 5101 автомобиль (+47%). На страны СНГ пришлось 3977 машин УАЗ (+40% по сравнению с позапрошлым годом). Главным экспортным рынком по-прежнему остается Казахстан: в 2017 году там купили 2151 автомобиль УАЗ. На домашнем рынке компания продала заметно больше машин — 41 632 единицы.
«Из ближнего зарубежья отметим также Белоруссию (932 автомобиля) и Узбекистан (346 автомобилей). В государства Азии, Африки, Ближнего Востока, Северной, Южной и Центральной Америки в 2017 году было поставлено 1124 автомобиля УАЗ. Рост продаж в дальнем зарубежье составил 78%. В лидерах по закупкам ульяновских машин — Монголия (422), Китай (167), Эквадор (100 автомобилей). Скоро откроется первый официальный шоу-рум УАЗа в Ливане, а в Мексике начнет работу новый дистрибьютор», — говорят в пресс-службе УАЗ.
Renault экспортирует в страны ближнего и дальнего зарубежья весь производимый в России модельный ряд, а также 238 наименований автокомпонентов. Недавно марка начала поставки автомобилей в Монголию, а также развивает проекты для работы во Вьетнаме.
Объем поставок готовых автомобилей Renault по итогам 2017 года превысил 16,6 тыс. единиц: автомобили экспортировали в страны СНГ и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Товарооборот экспорта российских комплектующих в рамках Группы Renault составил 75 млн евро, что в 3,3 раза больше аналогичного показателя 2016 года. Для сравнения: в России в 2017 году под брендом Renault было продано 136 682 машины.
По итогам первого полугодия 2018 года объем поставок готовых автомобилей превысил 7 тыс. единиц, а товарооборот экспорта российских комплектующих в рамках группы Renault составил €55 млн, что на 57% больше аналогичного показателя 2017 года. За этот период «Renault Россия»поставила более 15,2 тыс. сваренных и окрашенных кузовов российского производства для модели Logan на завод Renault в Алжире; всего с момента запуска проекта в 2016 году в Алжир поставлено более 37 тыс. кузовов.
Тем не менее текущие объемы экспорта автомобилей из России пока ничтожно малы на фоне показателей других стран, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Мы экспортируем автомобилей на $1 млрд, в то время как Япония — на $90 млрд, Германия — на $150 млрд, США — на $53 млрд, — объясняет эксперт. — Основным покупателем российских машин остаются страны СНГ, на которые приходится около 60% продаж. Чтобы успешно работать за их пределами, требуется не только субсидирование логистических расходов, но и торговые соглашения со странами-покупателями и агрессивная работа по лоббированию интересов России».
В свою очередь эксперт УК «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский считает, что в экспорте автомобилей на рынки СНГ нет ничего необычного, поскольку мощности предприятий, локализовавших производство в России, изначально создавались с учетом потребностей не только российского, но и сопредельных рынков.