Мировой рынок каршеринга стремительно растет: согласно исследованиям Калифорнийского университета в Беркли, за 2016 год он увеличился более чем на 80%. В дальнейшем темпы будут сохраняться на уровне 30% в год. Ряд консалтинговых агентств, среди которых и McKinsey, считают, что за десятилетие с 2015 по 2025 год количество пользователей каршеринга вырастет в пять раз — до 36 млн, которые будут использовать около 427 тыс. автомобилей.
Самым крупным рынком останется азиатский, где сейчас сосредоточено около 40% пользователей. Еще 37% приходится на Европу. За последние годы удобство такой услуги оценили и в России — главным образом в мегаполисах, а также в туристических городах. Согласно прогнозу правительства РФ, изложенному в «Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года», через семь лет 10% автомобилей (примерно 200 тыс. единиц) будут покупать в России именно для использования в каршеринге.
Забыть про свое
Эксперты не дают четкого ответа на вопрос о том, бросает ли каршеринг вызов автопроизводителям, чьи доходы могут упасть вместе с количеством владельцев личных автомобилей.
Так, в аналитической компания Canalys считают, что рост популярности совместного использования машин уже в ближайшие пять лет приведет к сокращению спроса на автомобили, который в дальнейшем, с появлением беспилотных такси, будет только падать.
В The Boston Consulting Group (BCG) видят три сценария дальнейшего развития ситуации на рынке: негативный, нейтральный и эволюционный. В первом, маловероятном сценарии, человечество охладевает к желанию иметь личный автомобиль как символ статуса, что резко уронит продажи новых автомобилей и заставит производителей искать новые рыночные возможности с оглядкой на каршеринг.
Второй, более консервативный сценарий, предполагает, что рост пользователей каршеринга не будет означать отказа от покупки автомобилей в личное пользование. В Азии, где уже сейчас существуют различные законодательные ограничения на использование личных автомобилей, падение спроса будет наиболее заметным, однако в менее густонаселенных районах ситуация коренным образом не изменится. Впрочем, в BCG отдают предпочтение последнему, эволюционному сценарию, в котором смещение акцентов в сторону совместного использования автомобилей будет проходить постепенно, в управляемом темпе, и производители успеют адаптироваться к новым реалиям.
Построив математическую модель на основе последнего сценария, в BCG спрогнозировали, что к 2021 году в Европе в крупных городских районах будут проживать суммарно около 81 млн человек, 46 млн из которых будут иметь действующие водительские удостоверения, около 14 млн будут зарегистрированы в каршеринговых сервисах, а 1,4 млн будут их постоянными пользователями.
В Северной Америке цифры, соответственно, составят 50:31:6:0,6 млн, а в Азии — 253:75:15:1,5 млн. Исходя из этого различные виды совместного использования автомобилей снизят продажи лишь на 792 тыс. единиц по всему миру, что эквивалентно лишь 1–1,5% от прогнозируемого объема продаж.
Консалтинговое агентство AlixPartners согласно с этими выводами, отмечая, что в период с 2006 по 2013 год в США было бы продано на 500 тыс. автомобилей больше, если бы не доступность опций по совместному использованию транспортных средств. По мнению аналитиков Canalys, своего максимума рынок достигнет в 2022 году (будет продано примерно 100 млн единиц), после чего начнется неминуемый спад. Авторы же российской стратегии полагают, что в 2030 году будет продано 126 млн автомобилей, и только 3 млн из них купят для совместного использования.
Без угроз
В России каршеринговые сервисы стали доступны уже в десяти городах, в том числе в Ростове-на-Дону, Сочи и Грозном, однако основной площадкой для их развития остается Москва. По данным главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, российская столица вышла на первое место в мире по темпам развития каршеринга и остается в лидерах по доступности этой услуги. Сегодня численность каршерингового автопарка в Москве превышает 4 тыс. автомобилей у примерно 15 операторов и, по оценкам экспертов, будет только расти: для нормального функционирования необходимо 20– 30 тыс. машин.
Однако эти цифры не способны серьезно повлиять на продажи новых автомобилей. Такого мнения придерживаются сами автобренды, которые не видят никакой угрозы для продаж. На данный момент доля продаж автомобилей для каршеринга слишком мала, чтобы всерьез говорить о влиянии этого сервиса на общие продажи, сказали в пресс-службе Hyundai в СНГ. «Можно говорить скорее о заинтересованности производителей участвовать в проектах, чтобы иметь еще больше возможностей продемонстрировать свою продукцию широкому кругу потенциальных клиентов», — добавил представитель офиса Hyundai.
Согласны с коллегами и в Renault. «В краткосрочной перспективе мы не видим большой угрозы для продаж новых автомобилей: большинство пользователей услуг каршеринга используют его не как полную замену личного автомобиля, а как временную альтернативу, когда использование личного автомобиля неудобно», — полагают в пресс-службе.
Крупные дилеры также не видят угрозы со стороны каршеринга, считая его скорее конкурентом сервисам такси. Директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников отмечает, что каршеринг оправдывает себя при эпизодическом пользовании автомобилем, а для тех, кто использует личный транспорт ежедневно, он окажется не только более дорогим, но и менее удобным.
Кроме того, для российского покупателя по-прежнему важна имиджевая составляющая покупки автомобиля и владения им. Мирошников уверен, что хотя у проживающих в крупных городах автовладельцев постепенно снижается показатель среднегодового пробега на личном автомобиле, полный отказ от владения возможен лишь в исключительных случаях. Он прогнозирует, что рост автомобильного рынка будет продолжаться: уровень автомобилизации остается низким, а российский автопарк нуждается в обновлении.
В то же время для «Рольф», как и для других официальных дилеров, провайдеры услуг каршеринга, равно как и таксопарки, — это крупные корпоративные клиенты.