— В последние годы в России произошел ряд пожаров с тяжелыми последствиями. Проблемы с пожарной безопасностью носят в стране системный характер? Каковы главные из этих проблем?
— Проблемы пожарной безопасности всегда являются системными. В разных странах они решаются по-разному. В Европе и Америке созданы структуры, объединяющих девелоперов, страховщиков и пожарных. Страховые компании сертифицируют оборудование. Собственника здания не заставляют обеспечивать высокий уровень оснащенности объекта, но застраховать строение он должен. А страховая премия будет тем ниже, чем более эффективно объект защищен системами пожарной безопасности. Если пытаться сэкономить на этом, то за счет увеличения страховой премии за годы собственник потратит значительно больше, чем в случае, если бы он изначально построил современную систему. В нашей стране, к сожалению, есть только государственное регулирование, нормы и правила. У нас предписывают и требуют, но не стимулируют собственников объектов применять эффективные системы пожарной безопасности.
При правильном развитии госрегулирования оно могло бы дать страховым компаниям полномочия регулировать за счет размера премии требования по пожарной безопасности к объектам, в процесс обеспечения безопасности включились бы негосударственные структуры с участием девелоперов, страховщиков и МЧС — они развивали бы рынок. Собственникам бизнес-центров и торговых центров было бы невыгодно устанавливать неэффективные системы, и пожаров с трагическими последствиями наверняка стало бы меньше.
— Самый современный способ предотвращения пожаров — оборудование объектов еще на стадии их проектирования автоматическими системами пожаротушения. Многие ли объекты в стране оборудуются ими?
— В последние годы собственники зданий стали более широко применять системы пожаротушения. Регулирующий закон требует оборудовать такими системами, например, машинные залы и серверные, а также архивы, хранилища музеев. Противопожарная автоматика уже устанавливается в вагонах метро, коллекторах и подэскалаторных пространствах в метрополитене.
Средства пожаротушения бывают разные: это и порошки, и аэрозоли, и вода, подаваемая через сплинкеры, и газ. Газы применяются различные — от смертельно опасных, хотя и эффективных, вроде СО2, до экологически безопасных инертных газов.
Например, в бизнес-центрах и торговых центрах применяется спринклерное пожаротушение. В центрах обработки данных (ЦОД) в основном наиболее современное газовое пожаротушение, потому что в ЦОД, как в архивах и музеях, стоит задача эффективно потушить огонь и при этом не повредить электронику или предметы из фонда хранения. Наиболее перспективным выглядит применение экологически безопасного инертного газа фторкетона, который стал производиться в России.
— Каков потенциал рынка?
— По открытым данным, годовой оборот рынка автоматических систем около 10–12 млрд руб., но оценить весь рынок не представляется возможным. Информация по многим сегментам закрыта — например, в нефтегазодобыче и атомной энергетике. Очевидно, что рынок растущий. Много чего строится, и защите объектов уделяется все большее внимание.
Мы подбираем для заказчиков технические решения. Можем, если это необходимо, разработать конструкторскую документацию и создать что-то новое. Такой подход обеспечивает долгосрочное сотрудничество с заказчиками.
Что важно, развивается и государственное регулирование. Например, в Министерстве культуры создана рабочая группа по определению новых нормативов по пожарной безопасности. Музеи, в большинстве своем, это нестандартные здания. В сложных условиях, когда нужно защитить историческое наследие, а архитектурные планировочные решения невозможно изменить, необходима разработка комплекса различных технических средств и компенсирующих мероприятий. Мы ведем в этой сфере большую работу, сотрудничаем с множеством музеев. Группа компаний «Пожтехника» является членом Международного совета музеев ICOM. Мы даем экспертные оценки, помогаем музеям определиться с необходимым для защиты от пожара оборудованием. У нас есть обучающий центр, где проводится обучение и повышение квалификации музейных сотрудников и студентов профильных направлений.
Транспорт — другая сфера, где требуется много нестандартных решений. Мы видим, как развивается Москва, как быстро строится московский метрополитен. Нами было разработано решение, которое с успехом применяется сейчас в метро. В РЖД также очень много сил потратили на повышение уровня оснащенности объектов. Серьезная работа проведена, в частности, по обеспечении защиты вокзалов в канун мундиаля, который прошел в нашей стране.
— В каких направлениях развиваются технологии противопожарной защиты?
— Прежде всего это сверхраннее обнаружение пожара. Например, особенности воздухообмена в центрах обработки данных и серверных таковы, что традиционные датчики просто не успеют среагировать на возгорание. На таких объектах применяются аспирационные извещатели. Мы занимаемся разработкой систем сверхраннего обнаружения, создали инновационную систему — извещатель пожарный дымовой аспирационный «Аэросенс». У нас большой отдел R&D. Помимо анализа существующим систем и разработки новых компания обеспечивает поддержку тех систем, которые мы уже выпустили на рынок.
Необходимо отметить и развитие цифровых технологий в пожарной сигнализации и управлении пожаротушением. Не за горами создание интеллектуальных систем, которые будут контролировать каждый датчик, сводя информацию в системах управления «умным» домом.
Самый же общий тренд, касающийся в том числе и разработки систем пожаротушения, — использование экологически чистых и безопасных для людей технических решений. За последние десять лет существенно изменился менталитет всех участников рынка, заказчики хотят «зеленые» технологии — даже в Китае, где раньше экологическая составляющая не считалась столь важной.
— Насколько конкурентоспособны российские производители противопожарных систем?
— Несколько отечественных предприятий работают еще со времен СССР, многие компании появились за последние 20 лет. Но уровень реальной локализации и собственного производства у всех очень разный. Многие предприятия покупают все комплектующие в разных странах, прежде всего в Китае, собирают у себя и заправляют хладонами. Их лишь формально можно считать российскими производителями.
Мы с 2008 года стали заниматься производством и с каждым годом все больше увеличиваем долю локализации продукции, такова наша стратегия.
Компания сама производит баллоны и значительную часть комплектующих для систем автоматического газового пожаротушения. Это требует больших инвестиций. Мы ежегодно больше 10% своего оборота тратим на разработки, что позволяет практически ежегодно выпускать на рынок что-то новое. Также мы много тратим на популяризацию эффективного применения систем тушения — на маркетинг идет 5% оборота, что позволяет развивать весь рынок. С учетом последних политических событий, тех санкций, которые были наложены на нашу страну, особенно актуальным становится применение российского оборудования — прежде всего при оснащении объектов государственной важности.
Мы построили завод, на котором производятся баллоны, соответствующие самым высоким стандартам. Планируем после прохождения необходимой сертификации в течение ближайших года-двух выходить на рынки Восточной Европы и Ближнего Востока.