Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Возможности РФ и потребности КНР позволяют резко повысить экспорт зерна»

Фото: Екатерина Шуйкина/РИА Новости
Фото: Екатерина Шуйкина/РИА Новости
Об «одном окне» для производителей, растущих зарубежных поставках и направлениях экспорта, потенциал которых пока не реализован, РБК+ рассказал генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев.

— Наращивание несырьевого неэнергетического экспорта — один из приоритетов экономической политики. Какую роль здесь играет площадка Восточного экономического форума?

— За годы проведения форум зарекомендовал себя одной из ведущих международных площадок для обсуждения стратегии развития связей России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Российский экспортный центр является партнером ВЭФ с 2016 года, а в этом году мы выступаем в статусе генерального партнера.

Мы активно работаем над продвижением российских товаров на азиатские рынки. Например, одно из ключевых направлений экспорта — продукция АПК. Среди участников форума — представители ведущих отечественных производителей пищевой продукции, ожидаются представительные делегации из Китая, Южной Кореи, Японии. В нашей повестке — ряд встреч для проработки делового партнерства. Кроме того, в рамках ВЭФ мы проводим мероприятия, раскрывающие потенциал малых и средних предприятий (МСП)  — их продукция традиционно представлена на нашем стенде. В нашей официальной деловой программе примут участие свыше двадцати экспортеров. Более половины производителей представляют Дальневосточный регион — трое из Сибирского края, несколько компаний — из ЦФО.

— Каковы приоритетные сферы российского экспорта в Китай? И каких результатов удалось добиться на азиатском направлении?

— В 2015–2018 годах доля Азии как в общих поставках, так и в несырьевом неэнергетическом экспорте России непрерывно увеличивалась. За первое полугодие 2018-го она достигла 23% в общем экспорте и 21,2% в несырьевом неэнергетическом экспорте. Что касается китайского направления, то лидерами роста становится российская продукция с высоким переделом. Мы поставляем компоненты для автомобилей и теле— и радиоаппаратуры, лекарства, косметику, успешно экспортируется анимационное кино. Из всего российского экспорта в КНР — его объем за первое полугодие составил $5,8 млрд, на 19% превысив показатель предыдущего года, — только половина приходится на экспорт нижних переделов.

Для увеличения объемов экспорта продукции АПК успешно проводится укрепление ветеринарной службы России, что позволит нам повысить стандарты качества. Одновременно с китайской стороной ведутся конструктивные переговоры по снятию экспортных барьеров. В комплексе эти меры позволят российскому мясу птицы появиться на китайском рынке.

Пользуясь любовью китайцев к отечественному мороженому, произведенному еще по советским стандартам, российские экспортеры существенно нарастили объемы продаж этого продукта. Интересен и опыт в области поставок на китайский рынок российской минеральной воды, пива и подсолнечного масла. Эти продукты пользуются в Китае стабильным спросом: например, экспорт растительных масел и масличных культур за 2015–2017 годы вырос почти в десять раз, достигнув внушительной суммы $440 млн. А за первое полугодие поставки этой продукции выросли еще вдвое. Наблюдается существенный экспорт кондитерских изделий, муки и напитков.

В 2017 году РЭЦ начал кампанию по поддержке и продвижению производства аудиовизуального контента, включая анимационные, телевизионные и киностудии. Наша анимация уже успешно показала себя, достигнув отличных показателей и в эфире телеканалов CCTV, Kaku, Toomax, Aniworld, и в онлайн-кинотеатрах, и с началом запуска лицензионной программы в 2016 году. Сегодня китайская аудитория мультсериала «Смешарики» даже превышает российскую. Огромный успех имеет мультсериал «Маша и Медведь».

Однако следует особое внимание обратить на направления, где показатели могли бы быть впечатляющими, но пока они довольно скромные. Наши возможности и китайские потребности позволяют резко повысить экспорт зерна. Сейчас действует разрешение на его отгрузку лишь из некоторых регионов России, однако нынешняя международная конъюнктура способствует росту интереса Китая к российскому зерну. Для масштабного выхода на китайский рынок нам следует развивать инфраструктуру, в частности строить глубоководные терминалы на Черном море и Дальнем Востоке. Это важно и для наращивания экспорта других несырьевых неэнергетических товаров в Китай и на другие дальние рынки.

В прошлом году запущены экспортные железнодорожные маршруты из Ворсино в Ченду и Далянь, с новым маршрутом экспортеры получили возможность доставлять грузы быстрее и дешевле. В этом году еще одним регионом, откуда экспортные поезда будут отправляться в Ченду, стал Краснодарский край. Железнодорожные перевозки значительно сокращают время, а для сельскохозяйственных грузов и продовольствия сроки доставки особенно критичны.

— Что предлагает на экспорт российский Дальний Восток?

— Одним из лидеров экспортных товаров Дальнего Востока является мороженая рыба — за первое полугодие ее экспортировали на $854 млн. Далее идут ракообразные, пиломатериалы, специализированные суда и шпон. Дальний Восток обладает огромным экспортным потенциалом, но сейчас среди округов он занимает только седьмое место.

Успешные компании из России способствуют улучшению восприятия иностранными покупателями российской продукции в целом. Если говорить о конкретных предприятиях Дальнего Востока, можно отметить такие компании, как «Славда», специализирующаяся на производстве и продаже питьевой минеральной воды, «Лосторос», которая в течение шести лет занимается экспортом мороженого и меда собственного производства, «Мороз Ко» — производитель натуральных продуктов под торговой маркой «Настоящее Приморье». Еще одна компания, которую хочется упомянуть, — «Композитное кораблестроение», она строит маломерные суда из композитных материалов. Продукция компании уже пользуется спросом у иностранных покупателей, в том числе и на Дальнем Востоке.

Но, конечно, ведущая роль в экономических отношениях стран остается за крупным бизнесом. Совместно с коллегами из ТПП мы проводим на ВЭФ дискуссию по перспективам локализации на Дальнем Востоке производств крупных российских предприятий и продвижения их продукции на рынки АТР.

— Когда заработает «одно окно» для экспортера, какие услуги с помощью него можно будет получать?

— В прошлом году РЭЦ показал отличные результаты по количеству поддержанных им компаний и объемам экспорта. Не последнюю роль в этом сыграли электронные сервисы. Дальнейшее развитие инфраструктуры и ИТ позволит организовать взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с органами государственной власти и иными организациями в электронной форме по принципу «одного окна» на базе цифровой платформы группы РЭЦ.

В начале 2017 года мы запустили новый цифровой канал взаимодействия с клиентами — личный кабинет экспортера. С помощью личного кабинета удалось вывести в онлайн взаимодействие экспортера и РЭЦ по нефинансовым услугам, таким, например, как предоставление обучающих материалов и аналитики. Зарегистрированных пользователей уже более 5 тыс., в ближайшем будущем мы планируем предоставлять через онлайн-канал также и услуги по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке.

В рамках развития проекта «одного окна» экспортер будет получать комплексную поддержку на протяжении всего экспортного цикла. В первую очередь это касается получения госуслуг, связанных с экспортной деятельностью.

Также мы работаем над проектом платформы b2b-marketplace для агрегации ведущих сервисных компаний, которые смогут оказать экспортерам профессиональные услуги в области продвижения товаров и услуг, поиска партнеров, логистике. Полномасштабное взаимодействие по принципу «одного окна» планируется наладить к 2021 году.

Компетенция Портреты экспортеров
Скачать Содержание
Закрыть