Решения , Весь мир ,  
0 

Ворота в Европу

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Упустив немало возможностей в 2000-е годы, Смоленская область включилась в инвестиционную гонку.

Регион выстраивает систему поддержки бизнеса, реализуя свои конкурентные преимущества в виде избытка энергоресурсов и близости как к Европе, так и к Москве.

Дорога для бизнеса

Выгодное географическое расположение делает Смоленскую область стратегически важным транспортно-коммуникационным узлом страны. Проходящая по территории области трасса М1 Москва — Минск является частью европейского маршрута Е30, ведущего через Польшу, Германию, Нидерланды и Великобританию до города Корк на юго-западном побережье Ирландии. На сегодняшний день по территории региона проходит 75% грузопотока из Европы и 35% внутрироссийских грузов; со временем эти объемы будут только расти — через область пройдет участок автомагистрали Шанхай — Гамбург, которая сократит срок доставки грузов из Китая в Европу до 11 дней. Смоленский транспортно-логистический комплекс «Стабна» является одним из крупнейших в России, а всего в регионе таких комплексов насчитывается 12 и в ближайшем будущем запланировано появление новых.

Впрочем, полностью реализовать транзитный потенциал региону мешает искусственное ограничение. «Наша основная проблема — отсутствие международного пункта пропуска на границе с Белоруссией», — признает замглавы области Ростислав Ровбель. Пункт «Красная Горка» на трассе Москва — Минск был фактически закрыт для иностранцев осенью 2016 года из-за неурегулированности российско-белорусских договоренностей о проезде граждан третьих стран. Более того, с 1 августа нынешнего года границу не могут пересекать не только обычные путешественники, но и иностранные водители фур, доставляющих товары из Европы. В администрации региона не теряют надежды решить этот вопрос при участии федеральных органов власти и секретариата Союзного государства. «Восстановление пункта пропуска дало бы резкий толчок к развитию инфраструктуры, туристического и инвестиционного потенциала региона. Едешь по трассе, заходишь на заправку — хоть бутылку воды купишь. Мелочь, но даже это при таком потоке принесет значительные суммы», — подчеркивает Ростислав Ровбель.

Из-за близости к европейскому рынку в Смоленской области выгодно создавать экспортно ориентированные предприятия как российских, так и зарубежных компаний. Особое внимание власти региона уделяют налаживанию связей с азиатскими инвесторами. Например, российско-китайская машиностроительная корпорация Multi-Best создала новое металлообрабатывающее производство на базе обанкротившейся смоленской компании «Аркада-инжиниринг». Помимо логистики существенную роль для энергоемких производств играет и доступ к коммуникациям.

Генерирующий регион

Энергии для включения в общероссийский инвестиционный марафон на Смоленщине хватит, заверяют местные власти. Область является энергетическим донором — регион производит в четыре раза больше энергии, чем потребляет, благодаря атомной станции, расположенной на берегу Десногорского водохранилища. Производство и распределение электро-энергии, воды и газа занимает ключевое место в структуре промпроизводства региона — на них приходится 23,4% всей промышленности региона. «Мы готовы потянуть любые производства, требующие больших объемов электроэнергии, от теплиц до металлургии», — подчеркивает замгубернатора. В области имеются уже готовые площадки, способные обеспечить мощности в 50–100 МВт от сетей ФСК, а также подключение к электросетям без необходимости строительства дополнительной подстанции. Один из инвестиционных проектов, прорабатываемых сейчас в администрации, предполагает покупку электроэнергии напрямую от АЭС, благодаря чему ее стоимость окажется значительно ниже, чем в большинстве регионов.

Хорошо обеспечен регион и газом: по территории области проходят магистральный газопровод Ямал — Европа, четыре нитки транзитного газопровода «Сияние Севера» и самый протяженный участок Балтийской трубопроводной системы — 2, а достигнутые договоренности с «Газпромом» позволяют обеспечить инвесторам беспрепятственное подключение.

Старт с низкой базы

В 1990-е и 2000-е годы работа с инвесторами была практически упущена, признают в обладминистрации: регион получил печальную известность из-за высокого уровня коррупции и неблагоприятной криминогенной обстановки. В Смоленске любят рассказывать историю о том, как концерн Volkswagen, планируя строить завод в России, обсуждал возможность сделать это в Смоленской области как наиболее выгодной по ряду параметров начиная с логистики, но невозможность договориться без взяток заставила инвестора уйти в другой регион.

Нынешние власти Смоленской области всерьез взялись за исправление имиджа региона, делая ставку на создание комфортных, выгодных и прозрачных условий для бизнеса. Например, региональный закон о налоговых льготах предусматривает, что предприятия, заключившие специнвестконтракты (СПИК), на десять лет освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, а ставка налога на прибыль для них составляет 5%. Примером уже реализуемого СПИКа может служить производство сложных фосфоросодержащих минеральных удобрений компанией «Акрон» — стоимость проекта составляет 25 млрд руб. В активной фазе находятся переговоры по заключению СПИКа с компанией «Промагро» на строительство льнокомбината стоимостью 2 млрд руб. в индустриальном парке «Сафоново» и с Вяземским заводом синтетических продуктов на модернизацию производства сложных эфиров натуральных жирных кислот.

Динамика заметна в разных отраслях: одни крупные проекты только запускаются, другие — расширяются. Так, завод древесно-стружечных плит и напольных покрытий австрийской компании Egger, у которой по миру 18 предприятий, а на Смоленщине — крупнейшее из них, недавно открыл очередную — уже шестую — линию производства, общий размер инвестиций составил 25 млрд руб. «Мираторг» заканчивает строительство десяти животноводческих комплексов общей стоимостью 7,6 млрд руб., в Рославльском районе завершается строительство тепличного комбината, в который инвестировано более 3 млрд руб.

Как и в других российских регионах, в Смоленской области по поручению президента создана Корпорация инвестиционного развития, занимающаяся формированием инвестиционных площадок и адресным сопровождением инвесторов в режиме «одного окна». Особое внимание в области уделяют развитию малого бизнеса — она входит в пятерку лидеров по направлению «Поддержка малого предпринимательства» последнего Национального рейтинга инвестклимата российских регионов, составляемого Агентством стратегических инициатив. Размер средств, направленных на поддержку МСП в регионе, составил более 500 млн руб.

В регионе активно развивается инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Одним из ее элементов является Центр кластерного развития, в рамках которого уже действуют четыре кластера: композитных материалов, ИТ, туристский и льняной. В будущем к ним может добавиться агропромышленный, главной задачей которого станет вывод продукции под региональным брендом «Смолпродукт» на российский и зарубежные рынки, говорит генеральный директор центра Денис Аленин. В каждом из кластеров компании решают различные проблемы, в том числе подготовки кадров. «Представители композитного кластера успешны в подготовке рабочих специальностей, что подтверждает первое место в финале WorldSkills Russia в 2018 году. В рамках ИТ-кластера его участники планируют в 2019 году создать собственную школу», — говорит Денис Аленин.

На территории области расположена первая в Центральном федеральном округе территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на базе моногорода Дорогобуж, а также два индустриальных парка — «Феникс» и новая строящаяся площадка в «Сафоново». Резиденты индустриальных парков имеют возможность бесплатного технологического присоединения и освобождаются от арендной платы за земельный участок на время строительства, а также для них действует нулевая ставка земельного и транспортного налогов и налога на имущество.


Льняное возрождение

Смоленская область ищет свои точки роста, отличающие ее от других регионов. Уникальное направление — выращивание и переработка льна.

Несмотря на негативную общероссийскую тенденцию, регион за последние пять лет увеличил посевные площади льна-долгунца в 2,5 раза (до 5 тыс. га), а производство льноволокна — в 4,5 раза (до 5 тыс. т). По итогам 2017 года область заняла второе место в России по валовому сбору льноволокна.

В администрации области уверены, что лен является перспективной экспортной культурой. По словам гендиректора областного Центра кластерного развития Дениса Аленина, при участии областной администрации и резидентов смоленского льняного кластера удалось наладить сотрудничество по восстановлению отрасли между Минпромторгом и Минсельхозом. «Министерства планируют провести полную инвентаризацию сельхозтехники, льнозаводов и предприятий по переработке льна, совместно разрабатывают новые механизмы субсидирования, а также анализируют возможность и экономическую эффективность закупок льносодержащих продуктов по госзаказу», — рассказывает он.

Смоленская область была не случайно выбрана местом проведения исторического мероприятия — первого Всероссийского дня льняного поля. В рамках форума лидеры отрасли из России, Белоруссии и Франции совместно с представителями Минсельхоза и Минпромторга выработали предложения для «дорожной карты», по которой будет идти возрождение комплекса.

В свою очередь смоленские власти заключили соглашение с французским холдингом DehondtTechnologiesDéveloppement о локализации производства льноуборочной техники и оборудования по первичной переработке на Вяземском машиностроительном заводе. «Первая единица техники, собранная здесь, с августа работает на полях Смоленской области», — отмечает Денис Аленин. Еще один крупный льняной проект — строительство льнокомбината компании «Промагро» на территории индустриального парка «Сафоново»: предполагается, что объем вложений составит порядка 2 млрд руб., здесь будет создано более 240 новых рабочих мест.

К 2020 году смоленские власти намерены довести посевные площади льна до 20 тыс. га. Учитывая дефицит специальной техники (по словам замглавы области Ростислава Ровбеля, в стране не хватает 1,5 тыс. таких машин), они готовы на 70% субсидировать ее приобретение. «Поскольку такая техника очень дорогая, от 10 млн руб., мы также продумываем вариант создания специализированных МТС», — сообщил замгубернатора.

Инструменты «Единственный способ решить задачи — больше зарабатывать»
Скачать Содержание
Закрыть