Подготовка медработников не отвечает потребностям рынка. Выпускники медвузов не обладают необходимыми для самостоятельной работы компетенциями, плохо работает система повышения квалификации и переподготовки врачей, в отрасли сохраняется дефицит специалистов. К таким заключениям пришли авторы исследования «Здоровое здравоохранение: шаг в будущее для российской медицины» международной The Boston Consulting Group (BCG).
Молодой российский врач на старте карьеры не готов к практической работе, говорится в исследовании: «При обучении в университете студент-медик получает слабые практические навыки, сопоставимые с уровнем подготовки медсестер на Западе».
Стандарты медобразования устарели, говорится в исследовании BCG: «Обучение в ординатуре и на курсах профессиональной переподготовки повсеместно курируют профессора, незнакомые с принципами доказательной медицины и результатами современных исследований».
Архаичны и некоторые специальности, например «ультразвуковая диагностика» и «функциональная диагностика». На Западе использование УЗИ — привычная практика для любого специалиста, отмечают в BCG.
Формально УЗИ входит в обязанности специалиста по ультразвуковой диагностике, такая практика ограничивает врача-гинеколога, например, в проведении такой процедуры самостоятельно, говорит ректор Смоленского института последипломного медицинского образования, вице-президент Национальной медицинской палаты Наталья Аксенова.
Постдипломное образование не систематизировано, работа преподавателей строится чуть ли не на общественных началах, отмечает директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев: «Вместо точных критериев оценки ординаторов — масса формальных документов, ни один из которых не ориентирован на конечную цель обучения — научить принятию решений, общаться с пациентом, владеть мануальными навыками».
Мало информированы о роли участия ординаторов в клинической практике и сами пациенты, отмечает главный врач московской городской больницы им. В.В. Виноградова Ольга Шарапова: «В клинической больнице есть кафедры, где проходят обучение молодые специалисты. Вместе с заведующим отделением пациентов должен вести и клинический врач-ординатор».
Система повышения квалификации врачей и оценки качества их работы формальна, отмечают аналитики BCG, в том числе и в руководящем звене. Низкий заработок — препятствие для самостоятельного обучения. Не развита система вневузовских грантов и стипендий.
30% врачей не умеют пользоваться электронной почтой, не говоря уже о более сложных информационных системах цифрового здравоохранения, говорит директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов.
В стране не хватает радиологов (проводят диагностику и лечение методами лучевой терапии), психиатров, гериатров (занимаются болезнями старческого возраста), врачей скорой помощи, неонатологов (занимаются здоровьем новорожденных детей) и др. Дефицит врачей первичного звена составляет, по оценкам Минздрава РФ на 2017 год, порядка 27 тыс. специалистов.
Кадры решают
Кадровая политика — одно из основных направлений утвержденного в начале сентября нацпроекта «Здравоохранение», определяющего развитие отрасли до 2024 года.
Уже в следующем году число бюджетных мест в ординатуре должно увеличиться в 2,5 раза — до 11,5 тыс., в специалитете — до 22,5 тыс., об этом ранее заявляла глава Минздрава Вероника Скворцова. За шесть лет более чем в 17 раз должно вырасти число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования.
Реформировать кадровую систему начали два года назад. С 2016 года отменена интернатура для трех базовых врачебных специальностей: участковый терапевт, педиатр и общий стоматолог допускаются к работе сразу после вуза. Это, по данным Минздрава, позволило в прошлом году закрыть 6 тыс. вакансий в первичном звене, а в перспективе полностью решить проблему нехватки кадров
Отказаться от седьмого года обучения позволила в том числе новая система первичной аккредитации выпускников, заявляла ранее глава Минздрава. С 2017 года аккредитацию по международным стандартам проходят все выпускники медвузов, а с 2021 года профессиональное тестирование практических навыков в медицинских симуляционных центрах и оценка личных профессиональных достижений станут обязательными для всех практикующих врачей. В среднем процедуру будут ежегодно проходить 130 тыс. врачей и 300 тыс. медсестер.
Впрочем, профессиональное сообщество считает нововведения слишком поспешными. Первичное звено — ответственный участок, здесь решается 80% проблем здоровья человека, говорит председатель Московского городского терапевтического общества, д.м.н. Павел Воробьев: «Подготовка такого специалиста требует постдипломного обучения в ординатуре, вместо этого в поликлинику идут работать неопытные врачи-лечебники».
Рассчитывать на возможность поступить на бюджетное место в ординатуру теперь можно только после трехлетней отработки в общей лечебной сети, и это отбивает желание учиться дальше, отмечает он. «К этому моменту у врача уже появится семья, ему будет сложно снова сесть за студенческую скамью», — говорит Павел Воробьев.
Система аккредитации не изменит сам принцип допуска к профессии, уверен директор сети клиник «Семейная» Павел Бранд: «Сдать сложный многоступенчатый экзамен, учитывающий современные медицинские тенденции, большинству врачей будет не под силу. Значит, скорее всего, экзамен будет формальным, иначе некому будет работать».
Высокий уровень теоретической подготовки — по-прежнему сильная сторона российского медобразования, говорит Павел Бранд, но система подготовки требует смены учебных пособий и принципов лечения. Основополагающим, по его мнению, должен, как во всем мире, стать принцип доказательной медицины.
Рецепт обучения
Нужны компетенции, говорит Илья Фоминцев: «Молодой доктор может перечислить виды пролежней, а принять решение, что с ними делать, он не способен». Проведенное в этом году фондом исследование показало, что система оценки в вузах не зависит от способности студента решать ситуационные задачи, принимать рациональные клинические решения. Методологию обучения, которая не позволяет формировать общемедицинские компетенции, и систему оценки необходимо менять, считает Илья Фоминцев. Необходимо перестраивать и языковую подготовку в медвузах, отмечает эксперт. Студенты медвузов и врачи лишены возможности перенимать лучший иностранный опыт из-за слабого знания иностранных языков, говорит Илья Фоминцев.
По словам Давида Мелик-Гусейнова, медицина — это область знаний, где «нельзя закрывать глаза на тройки». Действующая система финансирования вузов не создает условий для ротации студентов в пользу более талантливых и успевающих, считают эксперты.
Необходимо увеличивать часы практических занятий в клинических отделениях, говорит главный врач московской городской клинической больницы № 40 Сергей Аракелов: «Студентов уже на младших курсах необходимо обучать на базе клиник. Контакт с реальными пациентами — совсем другое дело, нежели теоретические представления о клинических случаях».
Практику нельзя заменить занятиями в симуляционных центрах, говорит Ольга Шарапова: «Такие центры есть во всем мире и очень важны для опытных врачей. Но студентов нужно брать в реальную операционную». По ее мнению, необходимо вернуться к практике обучения в небольших академических группах (по 10–15 человек). «Подготовка врачей никогда не стояла на потоке, это в том числе индивидуальный подход», — отмечает Ольга Шарапова.
Приходится чуть ли ни с нуля восстанавливать систему клинических баз для обучения студентов, говорит Ольга Шарапова: «На базе нашей больницы сегодня работает больше 30 кафедр, практически все заведующие отделениями являются сотрудниками этих кафедр и одинаково заинтересованы в качестве оказания медицинской помощи и в подготовке студентов и ординаторов».
По данным ресурса Vademecum, сегодня на всю страну действует только 25 полноценных университетских клиник.
Право преподавателей всех медвузов заниматься медицинской деятельностью вернули лишь три года назад. «У нас кафедра госпитальной хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова работает еще с 1978 года», — отмечает Сергей Аракелов.
Проект «Московский врач», в рамках которого столичное правительство доплачивает специалистам, успешно прошедшим квалификационные экзамены, по словам Давида Мелик-Гусейнова, показал важность материальной мотивации в отрасли.
Модернизация потребует переобучения и самих преподавателей медицинских дисциплин, подчеркивают в BCG. Обучение преподавателей медвузов в ведущих мировых университетах с подписанием контрактов на разработку российских учебных программ, комплексная переподготовка медперсонала, включая курсы английского языка и цифровых инструментов, и внедрение специальных программ обучения медицинскому менеджменту с упором на управление бизнесом — первоочередные задачи, по мнению аналитиков.