Одним из основных трендов глобального парфюмерно-косметического рынка в ближайшие два года станет переход производств на натуральные ингредиенты, уверены авторы исследования Global Trends 2018 международного маркетингового агентства Mintel. 50% британских и 45% китайских потребителей косметики, а также 33% итальянских покупателей декоративной косметики, например, уже предпочитают продукты «от природы». По данным немецкой Statista, в США натуральную или органическую продукцию предпочитают 40% потребителей.
Интерес к органической косметике все сильнее и у российских потребителей, они готовы даже переплачивать за продукты, позволяющие придерживаться здорового образа жизни, отмечает исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Александра Скоробогатова.
Синтетические компоненты все еще преобладают в сырье из Америки, Европы и Китая, отмечал в своем докладе на выставке in-cosmetics Global в апреле этого года директор по химическим веществам и материалам международной Kline & Company Никола Матич. Кастомизация и персонализация косметических продуктов, по его словам, будут способствовать расширению применения растительных компонентов и развитию биотехнологий. Разработку новых компонентов для косметических продуктов будут стимулировать этические и даже духовные запросы потребителей.
Натуральная или органическая?
Единого универсального определения органической или натуральной косметики до сих пор нет. В Германии и Франции используется термин «натуральная» или «биокосметика». В Великобритании и США ее называют органической. Само понятие organic пришло в косметику из пищевой индустрии — в западном понимании это растительный компонент, который выработан из продукции контролируемого органического земледелия.
Отличить настоящую органическую или натуральную косметику можно по наличию на упаковке одного из значков экосертификата. Подобных сертификатов довольно много, наиболее известны в Европе BDIH, Natrue, Ecocert, Demeter, Soil Association, Icea, Cosmos, в Америке — NSF и USDA. Требования разных организаций к продукции довольно сильно различаются, но в основном они определяют процент ингредиентов органического происхождения в составе. Сертификат Ecocert «Натуральная косметика», например, свидетельствует, что продукт на 50% состоит из компонентов натурального происхождения и 5% из них выращены на экологически чистых плантациях. А маркировка «Экологически чистая и биологически чистая косметика» от Ecocert предусматривает уже 95% ингредиентов натурального происхождения, 10% из которых выращены на экологически чистых плантациях.
Глобальный рынок органической косметики в период 2017–2024 годов будет расти на 10% в год, прогнозирует индийская Occams Business Research and Consulting. Сдерживающими факторами являются высокая цена на органическую косметику и ее более короткий срок годности; ведущий рынок — Северная Америка. Наиболее быстрый рост рынка органической косметики ожидается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, этому будет способствовать повышение уровня жизни и доли среднего класса. Ведущими компаниями — производителями органической косметики в Occams Business Research and Consulting считают американские Aubrey Organic, Avon Products Inc, Esse Organic Skincare и японские Kao Corporation и Shiseido.
Красота без жертв
Часть аудитории косметики, при производстве которой не наносился вред природе и не проводились испытания на животных, составляют веганы, отмечает Александра Скоробогатова.
Общественные организации веганов составляют специальные «белые списки» продуктов, соответствующие требованиям, которые те установили. Такая косметика не содержит продуктов животного происхождения, даже таких, как пчелиный воск, мед, кератин и ланолин (получаемые из шерсти овец), цветовой пигмент кармин (из личинок жуков кошенили), сквален (из акульего жира). Под веганское вето подпадают также ГМО-материалы, поскольку они содержат гены животных.
Мировой рынок веганской косметики в 2017 году, согласно американской Grand View Research, оценивался в $12,9 млрд.
К 2025 году глобальный рынок веганской косметики должен достичь $20,8 млрд со среднегодовым ростом 6,3%, прогнозируют в Grand View Research.
На сайте одной из самых известных веганских организаций — People for the Ethical Treatment of Animals (PETA) — можно найти списки компаний, продукция которых получает маркировку Vegan. Как правило, все это небольшие нишевые бренды, зачастую площадками их продажи являются социальные сети — Facebook или Instagram, например американская Organic Skin by Myriam или австралийская Original & Mineral. Есть в списке PETA и российский бренд Botanika. PETA ведет реестр продуктов cruelty-free, не тестирующихся на животных. По данным российской общественной организации «Центр защиты прав животных «Вита», тесты на животных сегодня перестали производить многие крупные марки, в том числе Chanel, Guerlain, Nivea, Oriflame, Yves Rocher. В Евросоюзе запрещено тестировать на животных косметические изделия и их ингредиенты, а также действует запрет на продажу продуктов с такими компонентами.
Памела Андерсон, Тоби Магуайр, Алисия Сильверстоун, Пол Маккартни и многие другие селебрити называют себя «бьюти-веганами», они призывают и тех, кто не является веганами, задуматься о том, насколько этична косметика, которой ты пользуешься.
Под знаком «халяль»
За последние 20 лет значительно вырос рынок халяльной продукции. «Халяльные продукты ранее были всего лишь концентрацией ингредиентов пищевых продуктов, сейчас они используются в косметике, фармацевтике, туризме, услугах», — заявил в мае этого года генеральный секретарь Международного форума аккредитации халяль (IHAF) Мухаммед Салех Бадр на международном экономическом саммите «Россия — Исламский мир: KazanSummit» в столице Татарстана.
Многие, в том числе крупные косметические бренды, такие как Shiseido (Япония), создают отдельные направления халяльной косметики. Международная компания Inglot (основана в Польше), например, разработала лаки для ногтей, которые можно смыть водой во время омовения перед молитвой. Maybelline, Estee Lauder, The Body Shop, Garnier, Nivea, Biotherm, L'Oréal, MAC и многие другие марки также не используют свиной жир в производстве.
Рост численности мусульманского населения и его заинтересованности в соответствии косметических продуктов религиозным запретам будут стимулировать общий рост рынка халяльной косметики, отмечают аналитики Grand View Research. Согласно ежегодным отчетам американской Pew Research Group, сегодня исламским традициям следуют примерно 23% населения Земли, или свыше 1,5 млрд человек.
В продукции халяль должны отсутствовать запрещенные религией элементы, такие как свинина, алкоголь и кровь, говорится на официальном сайте Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России. Только на территории нашей страны работают несколько центров, которые выдают подобные сертификаты.
«Поскольку потребители все чаще ищут устойчивые и этичные продукты, халяльная косметика может использовать этот растущий сегмент, адаптируясь и под потребности покупателей в органических и вегетарианских средствах ухода», — считают авторы доклада «Возможности халяльной косметики в Западной Европе» международной Euromonitor International.