Компетенция , Весь мир ,  
0 

Изделия с покрытием: какие рынки открывают металлурги

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Рынок изделий из стального проката с покрытием после нескольких лет активного роста погрузился в кризис. Российские производители приспосабливаются к новым условиям.

От крыши до забора

Рынок изделий из стального проката с покрытием несколько лет подряд, начиная с 2010 года, весьма активно развивался, а в 2018 году наступил период спада. Участниками этого рынка являются металлурги — производители оцинкованного или покрытого полимерной пленкой проката. Выпуск этой продукции в мире составляет примерно 170 млн тонн в год, то есть чуть больше 10% всего глобального рынка стали.

Емкость российского рынка в 2017 году составила 3,157 млн т (в 2016-м — 2,6 млн т) в сегменте оцинкованного проката, а в сегменте проката с полимерным покрытием — 2,054 млн т (в 2016-м —1,9 млн т), отметил в одной из своих публикаций в апреле текущего года Дмитрий Ляховский, главный редактор журнала «Металлоснабжение и сбыт». По его прогнозам, объем потребления стали с покрытием по итогам 2018 года скорее всего покажет отрицательную динамику.


Секреты производства

Основой для производства проката с полимерными покрытиями является тонколистовая (0,2—1,2 мм) холоднокатаная сталь с цинковым покрытием (140–855 г/кв. м). Вначале эту сталь грунтуют. На следующем этапе наносят на лицевую и оборотную стороны проката жидкие лакокрасочные материалы. Затем в процессе горячей сушки из этих материалов формируются защитные пленки или так называемые лакокрасочные, органозолевые или пластизолевые полимерные покрытия. Толщина лакокрасочных покрытий находится в диапазоне от 5 до 60 мкм, а пластизолевых — от 40 до 200 мкм. Качество готовой продукции и изделий из нее напрямую зависит от массы цинкового покрытия основы и толщины защитного полимерного покрытия, степени покрытия поверхности (одно- или двустороннее), а также наличия дополнительных защитных покрытий. Срок службы изделий с такими покрытиями варьируется от 10 до 50 лет.


Как рассказывает Максим Лопатин, коммерческий директор крупного игрока рынка с собственными линиями оцинковки и окраски металла — ООО «Компания Металл Профиль», на рынке изделий из проката с покрытием, участниками которого являются приблизительно 700 компаний, выделяют четыре основных сегмента: изготовление кровли, заборов, фасадов и ограждающих конструкции для зданий административного и общественного назначения. Конечными продуктами, предлагаемыми рынку, являются сэндвич-панели, профнастил, металлочерепица, различные виды фасадных облицовок и другие металлоконструкции.

Весь рынок сэндвич-панелей России оценивается в 38–38,5 млн кв. м (около 55 млрд руб. в денежном выражении). Как и весь рынок изделий из проката с покрытиями, сейчас он находится в кризисе. В то же время доля первой десятки крупнейших производителей сэндвич-панелей в 2015‑2018 годах неуклонно растет и по предварительным итогам 2018 года уже превышает 50%, отмечает в своем исследовании агентство INFOLine. В тройку лидеров входят «Компания Металл Профиль», ГК «Техностиль» и компания «Теплант».

По мнению Алексея Горохова, исполнительного директора Национальной ассоциации производителей панелей (НАППАН), если оценивать весь рынок сэндвич-панелей (изготавливаемых на основе минеральной ваты и пенополиуретана PIR/PUR) с учетом простаивающих по различным причинам производственных линий, то средняя их загрузка сейчас не превысит 16%. Хотя, по его мнению, ряд крупных производителей имеют загрузку 70% и выше. В результате производители занялись поиском новых рынков: по итогам 2018 года объем экспорта сэндвич-панелей прогнозируется на уровне 2,5 млн кв. м, что составляет около 6–7% общего объема производства, подсчитали в агентстве INFOLine. Максим Лопатин рассказывает, что «Компания Металл Профиль» продолжает активное продвижение на рынках СНГ — в Белоруссии, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, на фоне неблагополучного российского рынка торговля там активно развивается. Выходить в дальнее зарубежье компания не намерена — это локальный рынок, и длинных логистических цепочек тут нет.

Объем рынка металлочерепицы оценивается в пределах 110–115 млн кв. м в год. Ведущий производитель здесь тот же — «Компания Металл Профиль» (около четверти объема рынка), среди других крупных участников — компании «Металлист» и «Электрощит-Стройиндустрия». Основные производители сырья для изготовления металлочерепицы — НЛМК, ММК и «Северсталь». По мнению Максима Лопатина, в ближайшей перспективе улучшения в этом сегменте ждать не стоит: рынок проходит очередной виток кризиса. «Сейчас мы видим небольшой рост выручки, минимальные изменения в физических объемах продаж и существенное снижение рентабельности. С начала года металлурги подняли цены для нас на оцинкованную сталь на 32%, на сталь с полимерным покрытием — на 27%. Транслировать такое повышение конечным потребителям невозможно — это им просто не по карману», — объясняет Максим Лопатин.

Стандартный подход

Кризисный год стал периодом концентрации усилий по совершенствованию регулирования рынка. До сих пор производители ориентировались на свои ТУ — технические условия, разработанные самими компаниями. Не все игроки смогли при этом выдержать планку качества. 1 июня 2018 года вступил в действие новый межгосударственный стандарт ЕАС — ГОСТ на тонколистовой холоднокатаный прокат и холоднокатаный горячеоцинкованный прокат с полимерным покрытием. Начата переработка ГОСТа на трехслойные сэндвич-панели.

Росстандарт утвердил также ГОСТ на металлические профилированные кровельные листы (металлочерепицу), разработанный Национальным кровельным союзом. Стандарт регламентирует тип, толщину полимерного покрытия; оговорены также требования к упаковке, транспортировке, хранению материала и правила приемки готовой продукции. Дата введения документа — 1 марта 2019 года. Участники рынка оценивают этот ГОСТ критически. Так, в «Компании Металл Профиль» полагают, что он не учитывает некоторых параметров, важных для конечного потребителя и напрямую влияющих на долговечность продукта, таких, например, как устойчивость к ультрафиолетовому излучению. В остальном же рынок поддерживает вводимые стандарты. Пока сертификация по ГОСТ — дело добровольное, но «Компания Металл Профиль» ее уже прошла.


Разрыв шаблона

Спад на рынке стимулирует игроков к поиску новых решений в бизнесе. Первое в России производство алюмочерепицы и сэндвич-панелей с алюминиевой облицовкой мощностью 19 тыс. т в год открыла «Компания Металл Профиль» в сотрудничестве с ОК «Русал». «Интерес «Русала» к отечественному строительному рынку возник не вчера, сейчас он усилился. Устойчивость алюминия к коррозии ломает все стереотипы на нашем рынке, у покрытия совсем другая роль, — объясняет Максим Лопатин. — Особенности продукта могут нивелировать более высокую цену, и мы решили поэкспериментировать». Компания рассматривает возможность экспорта этого продукта.


Скачать Содержание
Закрыть