Тренд 1: телематика
Телематические сервисы, которые передают данные о передвижении и режиме работы транспорта, становятся все более популярными в транспортной отрасли. Электронные системы собирают информацию с тахографов, GPS-трекеров, а также датчиков на различных узлах машины.
Телематика позволяет удаленно следить за уровнем топлива, показаниями датчиков бортового компьютера, температурой в двигателе и салоне, состоянием систем автомобиля. В контейнере рефрижератора можно отслеживать температуру и влажность воздуха, уровень вибраций и условия транспортировки. На машины коммунальных служб ставятся датчики мониторинга расхода топлива и работы навесного оборудования. В добывающей промышленности используются системы мониторинга давления шин, датчики износа оборудования.
«Ведется интеграция с системами автомобиля посредством CAN-шины и стандартизированных интерфейсов с возможностью получения данных с бортового компьютера автотранспорта, внедряются беспроводные Bluetooth-датчики, что позволяет избавиться от проводки», — объясняет директор по развитию бизнеса компании Everpoint Эльдар Мамедов.
В итоге у пользователя появляется возможность получать и анализировать информацию о функционировании транспортной системы в режиме реального времени, говорит заместитель директора отдела управленческого консультирования KPMG в России и СНГ Вадим Топоров.
Телематика позволяет заранее обнаружить неисправности и направить автомобиль на технический осмотр либо следить за графиком ТО, добавляет директор департамента клиентского сервиса компании «Ctrl Лизинг» Наталья Нехорошева.
Тренд 2: большие данные
Полученные и накопленные данные телематики дают возможность проводить анализ информации и оптимизировать перевозки. Особенно удобными эти технологии являются для координации групп автомобилей при коммерческих перевозках, а также для страховой деятельности.
Благодаря технологиям транспорт становится не только подключенным, но и прогнозируемым, говорит менеджер по развитию бизнеса Meta System Сергей Гуисов: «Разрабатываются и внедряются системы предиктивной аналитики и предсказания потребительского спроса. Так, один из российских авиаперевозчиков недавно заявил о внедрении технологии прогнозирования загрузки рейсов и цен на билеты».
Основные технологии, которые сейчас внедряются в транспортную и логистическую сферы, связаны с оптимизацией маршрутов и ресурсов автомобилей, а также с мониторингом передвижения транспортных средств, отмечает Эльдар Мамедов: «Компании ищут сферы, в которых можно сократить расходы — это простои, холостые пробеги и неэффективное использование ресурсов перевозчика».
Тренд 3: «одно окно» для клиента
Транспортные сервисы становятся доступными в режиме, когда клиент может получить полный набор услуг в одном месте. Директор по операциям FM Logistic Алексей Бормин объясняет, что службы «одного окна» уже работают: «Клиенты имеют доступ к транспортным сервисам через личные кабинеты на сайтах многих транспортных компаний, где можно оформить заявку на перевозку и отследить все этапы ее выполнения, получив подтверждение о доставке».
Существуют и платформы, аналогичные системе Uber для заказа такси. Компания-агрегатор дает доступ к базе проверенных транспортных компаний, сразу рассчитывает стоимость услуг и позволяет осуществлять онлайн-трекинг каждой перевозки, объясняет сооснователь сервиса GroozGo Анна Качурец.
Тренд 4: единое цифровое пространство
Создание единого логистического пространства могло бы облегчить процессы доставки в любую точку страны. Вадим Топоров видит такое пространство, как набор интегрированных систем, включающих платформы для планирования перевозок с использованием различных видов транспорта и инфраструктуры. Пока, уверен эксперт, общий уровень цифровизации участников рынка не позволяет создать единое цифровое пространство.
Подготовкой цифровой платформы всего транспортного комплекса страны занимается Минтранс. Генеральный директор компании «А+С Транспроект» Владимир Швецов, который принимает непосредственное участие в разработке математической модели транспортных потоков страны, объясняет, что в России появится трехуровневая система транспортного планирования.
Три уровня — это город, регион и страна. Предполагается, что регион использует данные, полученные из городов, а страна — данные из регионов. Все данные попадут в единую систему. В итоге, объясняет Владимир Швецов, трехуровневая модель позволит перейти от концепции «умных» городов к концепции «умной» страны.
«Когда такая модель появится, исчезнут истории о том, что в некоторых городах появляется ненужная инфраструктура, а в других ее, напротив, никак не могут построить. Все варианты развития транспортной инфраструктуры можно будет рассчитать в едином цифровом пространстве: это повысит прозрачность и согласованность, позволит сравнивать плановые и фактические эффекты каждого отдельного проекта», — говорит эксперт.
Пока же процесс формирования такого пространства идет частным порядком, говорит Алексей Бормин: «Современные сервисы объединяют продавцов и покупателей, дают возможность доставить груз в любую точку мира, не имея собственного склада или стока на территории страны».