— Логистика в сфере промышленности — это сфера, в которой сейчас изменяются подходы. Раньше любая достаточно крупная корпорация развивала собственное транспортное подразделение. Сейчас все чаще вопросы логистики отдаются профессионалам на аутсорсинг. Чувствуете ли вы этот тренд? Соответствует ли он мировой практике?
— Любому свободному рынку свойственно развиваться, и логистика не исключение. Сфера, в которой работает наша компания, а это промышленная логистика, претерпевает качественные изменения в организационном плане. Во многом они обусловлены мировыми тенденциями. Мы видим, что компании нефтегазового сектора фокусируются на своей непосредственной деятельности, а все сопутствующие услуги стараются перенести в расходную часть, попутно минимизируя их. Для наших крупных заказчиков важно передать в руки одного оператора как можно больше логистических функций вместе с обязательствами по выполнению контрактов. Тем самым они переносят на своего контрагента и ответственность, и все риски — финансовые, производственные.
— Корпорациям выгоден аутсорсинг, поскольку с собственного транспортного департамента строго не спросишь?
— Да. Обычно в контрактах с контрагентами прописываются жесткие условия, включая штрафы. А с самой себя компания штраф не возьмет, и на собственных сотрудников можно воздействовать только согласно КЗоТ.
— Переходит ли сотрудничество логистического оператора с заказчиками на постоянную основу?
— АО «Беломортранс», например, с 2012 года обслуживает месторождения А. Титова и Р. Требса в Ненецком автономном округе для компании «Башнефть». Мы осуществляем авиа-, автомобильные и морские перевозки, оказываем услуги организации складского хозяйства, производим приемку и перевалку грузов. Это вообще всё — от сахара для рабочих до стройматериалов и специального оборудования. Общая площадь складского хозяйства на месторождениях составляет 90 тыс. кв. м, работа идет в две смены без выходных.
Это уже сервисный контракт. Фактически мы встраиваемся в технологическую цепочку предприятия, становимся структурой его производственного отдела. Общий же среднегодовой грузооборот нашей компании — свыше 250 тыс. т.
— Какие факторы сегодня больше всего влияют на рынок промышленной логистики — рост цен на топливо, или кадровые, инфраструктурные вопросы?
— Я не думаю, что цены на топливо можно отнести к факторам, влияющим на изменения нашего рынка. Подорожание топлива касается всех, у всех транспортных компаний растут расходы и соответственно цены на услуги.
Кадры, в свою очередь, это важный фактор внутреннего развития самой компании, они могут стать как ее преимуществом, так и слабым звеном. Мы дорожим своими кадрами, занимаемся их обучением. У нас работают профессионалы, в основном вахтовым методом. Среднегодовая численность сотрудников — свыше 270 человек. В компании каждый работник имеет возможности для карьеры. Главное, чтобы у него было желание. Человек приходит, например, грузчиком, и дорастает до начальника склада.
Но все же на рыночные позиции компании кадровый вопрос влияет лишь опосредованно. При высокой насыщенности логистического рынка основным фактором конкурентоспособности является качество услуг и уровень сервиса. Важнее всего — чтобы компания хорошо ориентировалась в инфраструктуре региона, где она работает. Наш регион — районы Крайнего Севера, Арктика — достаточно сложный. Нужно знать всех ключевых игроков, уметь выстраивать партнерские отношения с другими компаниями в отрасли.
— Насколько актуальны в вашей сфере внедрение современных технологий и цифровизация?
— Основная область цифровизации — это сегмент b2c, курьерские службы доставки. Наша компания относится к сегменту b2b, но и здесь без новейших решений не обойтись. Современный склад — это не просто ангар, а прежде всего компьютерная программа. На складе хранится огромное количество материальных ценностей наших клиентов. Когда у вас на 7 млрд руб. товара, начиная от шурупа и заканчивая крупной металлоконструкцией, нельзя просто что-то «взять и переложить». Учет ценностей автоматизирован, ведется в программе, которая выгружается сразу же в бухгалтерию клиента. То есть мы сразу же формируем все приходные и расходные документы для отчетности. У нас есть ИТ-отдел, который разрабатывает собственные программные продукты по складированию, транспортным услугам.
Технологии — это и организация бизнес-процессов. Если они четко регламентированы, компания не зависит от кадровых перестановок. Необходимо также наличие собственных ресурсов, которые позволяют гарантировать заказчику выполнение работ и обеспечивают независимость от субподрядчиков. Эти ресурсы — техника, оборудование. Но бывает так, что невозможно выполнить проект только на собственных ресурсах. Если у нас нет собственных складов в регионе, мы берем базы в аренду, консолидируем технические возможности субподрядчиков, распределяя грузопотоки клиента. Мы имеем возможность реализовывать комплекс услуг по логистике вне зависимости от места оказания и климатических условий.
— В этом и есть особенности работы на Крайнем Севере?
— Наша компания вообще родом из Арктики. Она была основана в Архангельске в 1991 году, хотя сейчас головной офис расположен в Москве и имеется производственный филиал в Московской области. Наше знание Севера позволяет решать любые логистические задачи. Если у «Беломортранса» в регионе не хватает собственных мощностей, наши руководители проектов вылетают на место и изучают все имеющиеся там возможности. Им приходится объехать все складские площадки, разобраться, какие причалы расположены, где проходят железнодорожные пути. Эта информация собирается довольно быстро — в среднем за две недели. Исходя из потребностей заказчика мы заключаем контракты и подбираем под него персонал. Например, сейчас мы обслуживаем так Кольскую верфь НОВАТЭКа в Мурманске.
— Как вы оцениваете перспективы развития Севморпути, в целом освоения Арктики и соответственно, логистических проектов в макрорегионе?
— Что касается судоходства по Северному морскому пути, есть проблемы, связанные с тем, что флот устаревает и не обновляется. Если так и будет продолжаться, исходя из подхода «пока суда могут работать, пусть работают», вряд ли можно ждать серьезного развития Севморпути.
Но крупных проектов на Севере немало. Активно разрабатывается месторождения в Ненецком и Ямало-ненецком автономных округах. Под Мурманском идет создание центра строительства крупных тоннажных складских сооружений концерна НОВАТЭК, который входит в проект «Арктик СПГ-2». Проект «Северный широтный ход», одобренный правительством России в августе этого года, предусматривает строительство железнодорожного моста через Обь и железнодорожного маршрута на Ямале. В рамках другого проекта планируется добывать газ в акватории Обской губы. А на 2023 год намечено начало промышленной добычи свинца, цинка и серебра на Павловском месторождении на Новой Земле. Так что перспективы освоения Арктики достаточно масштабны, что, несомненно, обеспечит работой компании, специализирующиеся на этом регионе. Северные проекты могут вызвать расширение всего логистического рынка.