— В ближайшие шесть лет реализация нацпроекта «Здравоохранение» должна снизить смертность от онкозаболеваний на 7,8%. Насколько реалистичны эти задачи, что будет этому способствовать?
— Снизить до 2024 года смертность от онкологических заболеваний до 185 случаев на 100 тыс. населения — задача амбициозная, но выполнимая. На сегодняшний день медицинские технологии значительно продвинулись в области диагностики и терапии злокачественных новообразований. Чтобы повысить качество онкологической помощи в стране, необходимо внедрять инновационные решения на всех уровнях системы здравоохранения. И комплексная модернизация способна решить проблемы доступа к высокотехнологичной медицинской помощи жителей регионов, где сегодня далеко не все пациенты имеют возможность получать своевременное и качественное лечение. Должен быть создан своего рода clinical pathway — комплексная система навигации пациента, которая начинается с районной поликлиники и заканчивается федеральным онкологическим центром. Безусловно, выстраивание единой системы потребует достаточно сложного проектного, матричного управления, но это вполне достижимо.
— На каких этапах проблемы оказания медпомощи наиболее критичны?
— Одна из основных проблем сегодня заключается в длительном обследовании пациента до момента постановки диагноза и начала лечения. Зачастую пациенты нуждаются в проведении дополнительных процедур в разных учреждениях из-за недостаточно укомплектованного первичного звена онкологической службы, на которое приходится основной поток пациентов: существует нехватка не только высокотехнологичного медицинского оборудования, но и квалифицированных специалистов.
Разрозненность данных о результатах обследования пациентов в разных медицинских учреждениях и отсутствие возможности их объединения в единый цифровой контур создают дополнительные трудности для своевременной диагностики.
Национальная программа предусматривает создание межрайонных амбулаторных онкоцентров, референс-центров с подключением экспресс-почты, возможностью пересылки цифровых изображений. Эти решения должны способствовать комплексному и, главное, своевременному подходу к оказанию качественной медицинской помощи пациенту.
Технологически проблему ранней и точной диагностики сегодня решить можно. Наша компания предлагает инновационные решения в области медицинской визуализации, цифровой патоморфологии, ИТ-платформы для анализа изображений, технологии для обработки и передачи полученных данных в единую медицинскую систему клиники, а также решения для получения «второго мнения» на основе искусственного интеллекта (ИИ). Они способны обеспечить точные результаты диагностики онкологических заболеваний и дать врачу возможность быстрее определять тактику лечения. Однако ранняя диагностика зависит не только от профессионального подхода врача и инновационного оснащения клиники, но также и от самого пациента.
— Проблема в слабой онконастороженности самих пациентов?
— Совершенно верно. Когда человек в течение многих лет не посещает врача, высока вероятность, что у него могут быть обнаружены скрытые заболевания. Необходимо не только регулярно проходить диагностику (так называемые чек-апы), но и иметь представление о том, в каком случае и как часто это нужно делать. Такой подход требует определенного уровня информированности и настороженности в обществе. К сожалению, пока у россиян нет такой привычки. И это, пожалуй, одна из причин, почему в России более половины случаев онкозаболеваний диагностируют на поздних стадиях.
Например, рак молочной железы — одно из самых поддающихся лечению онкозаболеваний: в 94% случаев пациентку можно спасти. Но одним из условий успешной терапии является выявление патологии на начальной стадии. Поэтому мы на протяжении многих лет проводим социальную кампанию #япрошла, цель которой — обратить внимание на важность ранней диагностики рака молочной железы и призывать женщин своевременно проходить обследование.
— Какие решения в области кардиологии позволяют увеличить доступность и эффективность медпомощи?
— Количество малотравматичных хирургических вмешательств на сосудах, в первую очередь сердца, растет с каждым годом. Такие операции, как стентирование, стали одним из основных средств снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Неудивительно, что повышение эффективности оказания подобной хирургической помощи стало одной из основных задач проекта «Здравоохранение». Новые поколения оборудования и расходных инструментов позволяют сокращать время процедуры, а также риски послеоперационных осложнений.
Исследования показали, что использование ангиографического комплекса вместе с внутрисосудистым ультразвуком снижает риск смерти на 54%, тромбозов стентов — на 51% и общих кардиологических осложнений — на 48% по сравнению с традиционными вмешательствами. Преимущества современных решений в ангиографии заключаются еще и в снижении лучевой нагрузки на пациента и на врача, сокращении количества используемого контраста, а также возможности одновременного проведения процедуры и обработки предыдущего исследования. Таким образом, технологии позволяют увеличить пропускную способность клиники и доступность медпомощи.
«Цифровая реанимация» — еще одно достижение современных информационных технологий в медицине. Она обеспечивает врачу быстрый доступ к актуальной, точной и полной информации по состоянию больного и в отличие от ручного сбора показаний снижает фактор человеческой ошибки в реанимации. Причем наши решения позволяют задействовать уже имеющееся оборудование, то есть не требуют дополнительных затрат на переоснащение отделения, и оптимизировать работу лечебного учреждения.
— Насколько новые технологии доступны для государственной системы здравоохранения? Что будет способствовать их распространению в России?
— Далеко не всегда государственные клиники могут позволить себе закупить дорогостоящее оснащение. В условиях ограниченного бюджета эффективным решением для приобретения медоборудования может стать финансовый лизинг. Вступление в силу изменений в статью 149 Налогового кодекса РФ в конце прошлого года, освобождающих операции финансового лизинга на приобретение медоборудования от налога на добавленную стоимость (НДС), должно способствовать развитию этого вида финансирования. Так, первоначальный взнос в размере 10–15% от полной стоимости техники позволяет государственным заказчикам единовременно обеспечить доступ к современным технологиям жителям целого региона. Мы уже работаем с рядом банков и готовы предлагать это решение как частным, так и государственным клиентам.
Кроме того, сегодня мы развиваем инструмент модернизации имеющегося парка оборудования. Наша компания предлагает возможность поддерживать уже существующее оснащение клиники на самом высоком технологическом уровне без необходимости полной замены оборудования. Например, проведя апгрейд МР-томографа предыдущего поколения, чтобы он получил полностью цифровую архитектуру, можно увеличить скорость исследований на 30%.
Ежегодно мы глобально инвестируем 9% от продаж в научно-исследовательскую деятельность, это позволяет компании занимать лидирующие позиции на рынках диагностики и лечения, медицинской информатики. Наш 100-летний опыт в области здравоохранения дает нам возможность и основания делиться экспертизой, поэтому мы открыты для различных форм сотрудничества. Совместная работа с профессиональным сообществом позволяет повысить качество медицинской помощи и сделать ее доступной как на федеральном, так и на региональных уровнях.