— Как развивается рынок эстетической медицины?
— С 2010 года число нехирургических косметологических манипуляций в мире выросло почти в два раза и в 2017 году составило более 12,5 млн процедур. Основная доля нехирургических инвазивных процедур в эстетической медицине приходится на инъекции ботулотоксина (более 5 млн процедур) и гиалуроновой кислоты (более 3 млн), это данные Всемирной ассоциации эстетической пластической хирургии (ISAPS).
Растет число процедур, направленных на борьбу с признаками старения, и в России. В 2016 году наша страна стала шестой (629 896 процедур, или 3,8% мирового рынка) после США, Бразилии, Японии, Италии и Мексики по общему числу процедур и восьмой по числу нехирургических манипуляций (317 094).
И это только официальные данные. Согласно опросу участников рынка, в 2017 году в России было сделано более 6 млн инъекционных процедур ботулинотерапии, контурной пластики и биоревитализации.
Проблема нашего рынка — поддельная продукция и теневые продажи инъекционных препаратов тем, кто не имеет права оказывать такие услуги.
Все чаще косметологические инъекции предлагают лица, не имеющие необходимой медицинской квалификации, — мастера ногтевого сервиса, тату-мастера, а также средний медперсонал, не имеющий права вводить пациенту такие продукты без назначения врача. Доля серого рынка может достигать 30%.
— Какие риски влечет проведение инъекционных процедур вне специализированной клиники?
— Из-за отсутствия разрешительных документов на медицинскую практику нелегальные сервисы вынуждены покупать несертифицированные препараты. Они зачастую экономят на мерах безопасности: не соблюдают условия использования и хранения препарата. Ботулотоксин — вещество изначально ядовитое. Он вводится в определенной дозировке (должны учитываться пол и возраст пациента, особенности его мимики и другие индивидуальные характеристики) и имеет определенный срок использования. Перед любыми инъекционными процедурами собирается анамнез для выявления потенциальных противопоказаний — аллергии, например.
Надомные косметологи не только не учитывают индивидуальных особенностей и противопоказаний, но и не обладают знаниями и умениями в области лечения осложнений.
— Что будет способствовать сокращению нелегального рынка?
— Необходимы законодательные меры для очищения рынка от нелегальных поставщиков и теневых косметологов. В 2014 году была усилена административная ответственность за производство и обращение контрафактных и незарегистрированных препаратов. Безопасность и эффективность инъекционных процедур должна подтверждаться регистрационным удостоверением. Но этого недостаточно.
Нужно информировать население об опасности проведения процедур на дому, в салоне или клинике, не имеющих лицензии на оказание косметологических услуг.
Профессия косметолога — это врачебная специальность, требующая постоянного совершенствования навыков и знаний, осваивания технологии, безупречного знания анатомии и умения ориентироваться в смежных областях. В нашей клинике, например, все инвазивные процедуры проводят сертифицированные врачи-косметологи при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг, все медицинские изделия или препараты имеют регистрационные удостоверения.