Ремонт по франшизе
Материалы выпуска
Отдать управление: как купить франшизу и не участвовать в бизнесе Рынок «Бизнес, в котором к заемщику минимальные требования, будет развиваться» Инструменты «В Москве открываются новые возможности для наших франчайзи» Компетенция Ремонт по франшизе Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Ремонт по франшизе

Сфера услуг, в том числе ремонта, занимает треть рынка франшиз в РФ и продолжает расти на фоне снижения доходов населения.
Фото: Getty Images Russia

По данным профильного портала Franshiza.ru, в 2018 году треть франчайзингового рынка приходилась на сферу услуг. По мнению эксперта Franshiza.ru Анны Рождественской, сегмент растет «последние шесть-семь лет» и в 2019 году может занять долю рынка 35–36%.

Все это происходит на фоне снижения реальных доходов населения: по данным Росстата, они падают пятый год подряд. В Минэкономразвития РФ конкретизируют, что что в 2016 году заработки граждан упали на 5,6%, в 2017-м — на 1,2%, а в прошлом году — еще на 0,2%. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС), более 70% граждан РФ живут в режиме экономии, а каждый пятый россиянин — «в условиях жесткой экономии».

Такое положение дел накладывает отпечаток на рынок франчайзинга. Еще в 2018 году аналитики портала констатировали, что франшизы дешевле полумиллиона рублей искали около 40% инвесторов. Еще четверть бизнесменов интересовались вложениями от 500 тыс. до 1 млн руб. Исследования другого портала — «Юла» — свидетельствовали о снижении в первом квартале 2018 года средней стоимости франшизы почти на треть, до 219 тыс. руб. (по сравнению с предыдущим кварталом).

Новая жизнь вещей

Эксперты предрекают в России рост франшиз в сфере услуг, связанных с различным ремонтом. «Логика очень простая, — говорит гендиректор компании EMTG Екатерина Сойак. — Когда в экономике страны происходят не очень приятные события, люди стараются продлить жизнь своим вещам, будь то автомобили, смартфоны, телевизоры или одежда».

В качестве иллюстрации эксперт приводит в пример одного из прошлогодних победителей премии Golden Brand — новосибирскую компанию Fit Service, занимающуюся постгарантийным обслуживанием автомобилей. «У них был колоссальный годовой рост», — продолжает Сойак. Это подтверждают и данные российского Forbes: в рейтинге 30 самых востребованных франшиз, подготовленном этим изданием в 2018 году, Fit Service со 125 франчайзинговыми точками и оборотом около 22 млн руб. занимает пятое место. Екатерина Сойак вспоминает и о рейтинге американского издания Entrepreneur, в топе которого фигурирует «компания по ремонту iPhone». В России есть аналогичная франшиза Pedant, у которой «очень быстро идет развитие, в том числе из-за грамотно составленной франшизы». «Сегмент услуг по продлению жизни вещам безусловно будет пользоваться спросом», — считает гендиректор EMTG. Эксперт констатирует, что сегмент начал расти еще в 2015 году, но не ожидает его «взрывного роста» в дальнейшем.

Коммерческий директор Pedant.ru Игорь Одинцов согласен, что «рынок ремонта выигрывает именно в кризис». По его словам, в таких франшизах «очень важно следить за качеством услуг», причем сразу в трех направлениях — «кто делает, чем делают и как общаются с клиентами». Все его франчайзи подключены к централизованной «интеллектуальной платформе», за поддерживанием единого уровня обслуживания и внешним видом филиалов следит отдельная служба качества, которую в компании называют «важной частью франчайзинга». «Мы стремимся все автоматизировать, потому что у нас нет права на ошибку. Если мы не досмотрим за качеством специалистов в регионе, это ударит в целом по нашей репутации, — поясняет Одинцов. — Средний показатель удовлетворенности клиентов в сети — 9,2. То есть 92 человека из 100 порекомендуют центр друзьям. Показатель ниже восьми баллов служит поводом серьезного разговора с франчайзи».

Основной проблемой такого бизнеса Игорь Одинцов считает низкосортные запчасти для гаджетов (в первую очередь дисплеи и аккумуляторы), но заверяет, что компании удалось «решить этот вопрос» с помощью специальных сканеров и «методики тестирования качества деталей».

В свою очередь, Анна Рождественская из Franshiza.ru уверена, что «активно развивался» в последние несколько лет и сегмент авторемонта: «Но он пока очень низкоконкурентный. Можно выделить двух-трех крупных игроков с львиной долей покупок франшизы данного сегмента». В пример эксперт приводит тот же Fit Service, а также автосервис «Вилгуд» (со 107 франчайзинговыми точками и оборотом около 40 млн руб. компания занимает в рейтинге Forbes четвертое место). «Эти автосервисы прибавляют по 50–60 франшиз в год», — подтверждает гендиректор ООО «Академия франчайзинга» Михаил Файнберг.

При этом сегмент уcлуг по ремонту одежды, бытовой техники и электроники, по мнению Анны Рождественской, находится «в стартовом состоянии». В качестве примеров «первых активных проектов» в этой сфере эксперт также упоминает компанию Pedant, но ее успех связывает с «навыками конкретного человека», а не с кризисом. «Чаще бизнес, связанный с ремонтом, открывают «под себя», — поясняет Анна Рождественская. — Постепенно приходит понимание, что важны не только навыки, но и технологии продвижения бизнеса, поиска клиентов, стандартов обслуживания. Сегменту только предстоит развитие, и кризис повлияет на это лишь отчасти».

Примечательно, что в рейтинге 50 самых популярных франшиз 2017 года от РБК бизнес-проекты в сфере ремонта также не превалируют: там фигурируют четыре автосервиса. При этом в рейтинг РБК попали сразу семь сетей медицинских услуг (например, «Гемотест», «Хеликс» и «Инвитро») и два детских образовательных проекта. Анна Рождественская подтверждает, что в этом сегменте можно выделить «бурный рост» обучения и образования, медицинских услуг, а также различных бытовых услуг — уборки, доставки и аутсорсинга персонала.

Уберизация на марше

Предложения услуг по привлечению нянь, сиделок, «мужей на час» и другого персонала будут увеличиваться, но «расти не быстрее рынка в целом», продолжает Анна Рождественская.

«Связано это опять же не с кризисом, а с существованием запроса населения на привлечение проверенного персонала. Если допустить, что растет безработица и много профессионалов в той или иной области готовы предложить свои услуги, то без существования на них спроса такой бизнес обречен», — рассуждает эксперт. «В России огромное количество людей с золотыми руками, которые зачастую не знают, куда их приложить, — подчеркивает Михаил Файнберг из «Академии франчайзинга». — Франшизы-агрегаторы как раз и помогают найти таких сотрудников. Ведь эти проекты по большей части состоят из программной части, сайта или CRM-базы, а отнюдь не из самих ремонтников». Екатерина Сойак обращает внимание, что агрегаторы услуг «пользуются спросом независимо от кризиса, это просто удобно»: «Няни, уборки, помощь по дому, доставка и другого рода персонал — это тренд. Но тут связь не с кризисом, а с технологическим прогрессом. Начавшаяся несколько лет назад уберизация продолжает набирать обороты».

Анна Рождественская считает, что «гонку за потребителя выиграют агрегаторы, которые смогут обеспечить клиенту гарантии и персонал, с которым будут нести субсидиарную ответственность перед последним». «В противном случае такой агрегатор превратится в обычную доску объявлений без репутации и доверия», — поясняет эксперт. Михаил Файнберг констатирует, что в ближайшие годы нынешний тренд в сфере услуг сохранится. «Если взять двадцатку самых востребованных, то это либо франшизы с небольшим порогом входа, как у компании «1С» (27 тыс. руб. — РБК+), либо стабильно прибавляющие медицинские франшизы, обучающие и образовательные проекты или все те же автосервисы. Люди продолжат бояться за свое здоровье и любить своего «железного коня». И этот тренд не поменяется», — резюмирует он.