Косметика без следа
Материалы выпуска
Проверка на экологичность Рынок «Зеленые» технологии — новое конкурентное преимущество компаний» Инновации Косметика без следа Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Косметика без следа

Производители косметики стремятся создавать как можно меньше отходов и все больше используют при изготовлении своей продукции отходы других индустрий. Потребителей такой ход только привлекает.
Фото: Getty Images Russia

По данным аналитической компании Persistence Market Research, ежегодный рост натуральной и органической косметики составляет 8–10%. Правда, согласно аналитическому докладу о росте, трендах и прогнозах глобального рынка косметических продуктов в 2018–2023 годах от Orbis Research, общий мировой рынок косметики достигнет к 2023 году объема $803 млрд, а «зеленый» сегмент лишь $22 млрд, то есть составит всего 2,7%. Однако устойчивость намерений косметических компаний нужно измерять не только составом кремов и шампуней. Речь идет и об организации «чистого» производства, и о решении проблемы вредной для окружающей среды упаковки. По мнению главного редактора портала LookBio Татьяны Лебедевой, производители косметики бегут наперегонки в стремлении отказаться от микропластика и достичь «нуля отходов» при производстве. На последней встрече Sustainable Cosmetics Summit, которая состоялась в ноябре 2018 года в Париже, одним из слоганов был: «Переходи на «зеленую» сторону или останешься в стороне».

Стремление к нулю

Индустрия красоты ежегодно поставляет на свалки 120 млрд единиц упаковки. Большая часть флаконов не перерабатывается. Программа достижения «нуля отходов» от упаковки помимо решения этой проблемы предполагает сведение на нет выбросов при производстве косметики.

Компания Procter & Gamble объявила о достижении цели «ноль отходов» на своих производствах уже к 2020 году, а в 2018 году сократила количество мусора, выбрасываемого на свалку, на 85%. Например, Procter & Gamble стала продавать некондиционные партии мыла автомойкам, отходы от средств женской гигиены перерабатывать в наполнители для кошачьих туалетов, а старые пластиковые барабаны для перевозки партий косметики переделывать в школьные скамейки и контейнеры для деревьев.

Своя программа устойчивого развития Sharing beauty with all есть у группы L'Oréal. Среди ее целей — добиться к 2025 году, чтобы 100% пластиковой упаковки было пригодно для повторного использования, вторичной переработки или компостирования.

Сразу несколько косметических гигантов, в том числе Procter & Gamble и Unilever, договорились участвовать в программе Loop, которая стартует весной 2019 года. Программа была создана совместно с американской компанией TerraCycle, занимающейся переработкой сложного мусора, с целью уберечь многоразовую упаковку от попадания на помойку. Будет запущен сервис наподобие интернет-магазина. Потребитель просто накапливает использованные баночки и тюбики, а затем вызывает бесплатного курьера UPS, который заберет их и вернет производителю. Проект протестируют в Париже, Нью-Йорке и нескольких других городах США.

Это новая, но не первая инициатива по сбору многоразовой упаковки. Например, канадские магазины L'Occitane принимают на переработку упаковку от своей продукции, а также баночки и флаконы других косметических брендов. Клиенты получают за сданную упаковку скидку 10% на новые продукты.

В России в магазинах Lush принимают фирменные черные и прозрачные баночки, а затем отправляют их на переработку. Все баночки Lush сделаны из вторичного пластика (а 50% продукции Lush выпускается вовсе без упаковки). Как пояснила РБК+ старший бренд-менеджер Lush Варвара Афанасьева, найти компанию-переработчика в России было сложно, но необходимо. «Просто выпустить продукцию в упаковке даже из вторичного пластика недостаточно, необходимо собрать ее и отправить на переработку», — уверена Варвара Афанасьева.

Не все «зеленые» решения на деле являются достаточными. Например, за непродуманность решений российские «зеленые» активисты критикуют производителей зубной пасты, которые заявляют о своей устойчивости и при этом используют двойную упаковку для своей продукции. Подобная проблема касается многих производителей в косметической отрасли.

Органическая лихорадка

Спрос на «натуральное» нашел отклик не только у «зеленых» марок, но и у традиционных производителей косметики. Например, концерн L'Oreal в 2018 году купил органический бренд Logocos Naturcosmetic, а также объявил о выпуске собственного первого органического бренда L'Oreal La Provencale Bio.

Компания Unilever предложила покупателям веганскую линейку Love, Beauty & Planet, в составе которой только натуральные масла и растительные экстракты, без парабенов, силиконов и синтетических отдушек. Бренд Garnier вслед за серией натуральных красок для волос готовит к выходу органическую уходовую линию. В «зеленую» гонку включилась и Sephora: компания выпустила серию Naturally Serious («Серьезно натуральное»).

В средствах Dupont уже 20 лет используется ингредиент бетаин (смягчитель в косметике), который изготавливается из отходов производства сахарной свеклы. Как говорят представители компании, раньше потребители бы не поняли, почему в их косметике отходы, а теперь охотно купят подобный товар.

Из последних изобретений: косметический ингредиент эосидин (eosidin), придуманный химической компанией Clairant. Он защищает кожу от загрязнителей окружающей среды внутри помещений. Эосидин выделяют из плодов мандарина уншиу, который растет в заповедной зоне Южной Кореи. Для его получения используется 10% фруктов, которые ранее просто выбрасывались фермерами, чтобы дать деревьям больше роста.

Российская «Натура Сиберика» также позиционирует свою продукцию как натуральную. В состав средств входят ингредиенты из растений, произрастающих в Сибири. Кроме того, компания использует травы, выращенные на собственных органических сертифицированных фермах в Хакасии, на Сахалине и Камчатке. У «Сиберики» есть линейки, сертифицированные по стандарту ICEA.

Приставка «эко» встречается и у других марок, но не всегда говорит о натуральности состава. «В целом у российских производителей косметики нет глобального понимания, что такое устойчивость и экологичность, — отмечает Татьяна Лебедева. — Брендов, которые говорят о своей натуральности, много, но тех, кто может это подтвердить сертификатом, крайне мало».


Стандарты для красоты

Производство органической косметики регламентируется специальными стандартами, а потребитель на упаковке видит соответствующую маркировку, которая означает, что продукт выпущен по органическим стандартам. Самые известные маркировки органической косметики: Ecocert, ICEA, BDIH, COSMOS-Standard, Cosmebio.

В 1998 году запрет на тестирование косметических средств на животных начал действовать в Великобритании, в 2007-м — в Израиле, а в 2013 году аналогичный запрет ввели в Евросоюзе. В России в 2017 году проект подобного закона был отклонен. Как пояснили депутаты, перестройка отечественной системы тестирования косметической продукции обойдется слишком дорого.