— Государства и корпорации взяли курс на устойчивое развитие с конца ХХ века. Что изменилось за это время?
— Без сомнения, за более чем четверть века отношение бизнеса к экологии изменилось на глобальном уровне. Мы замечаем, что ситуация меняется и в России — тема в приоритете государственной повестки, потребители все больше задумываются о воздействии на экологию в результате использования различных продуктов. Масштабный план ООН в области устойчивого развития, сформированный в 17 целях до 2030 года, — это во многом ответ на запрос мирового сообщества.
— Насколько план ООН воспринимается бизнесом как руководство к действию?
— План способствует расстановке приоритетов в деятельности самых разных организаций. Наша компания опубликовала первый отчет об устойчивом развитии еще в 1992 году. Сейчас в компании принята стратегия устойчивого развития, которая, так же как план ООН, рассчитана до 2030 года. Мы планируем на треть сократить использование ресурсов и при этом в три раза повысить эффективность производства. При строительстве и модернизации всех наших девяти заводов и того предприятия, что строим сейчас, мы использовали энергоэффективные материалы, технологии по рециркуляции тепла и воды. В Перми производство практически безотходное: часть материалов используем повторно, некоторые отправляем на переработку — для производства пластика, бумаги и даже тротуарной плитки. К 2030 году планируем снизить углеродный след на 75% в масштабах всего производства и использовать электроэнергию только из возобновляемых источников. В прошлом году, например, запустили пилотный участок по наружному освещению солнечными батареями на заводе в Энгельсе.
У нас есть инновации, которые позволяют экономить ресурсы, — это стиральные порошки, которые удаляют загрязнения при 30°С, или, например, сухие шампуни. Энергосберегающие решения, которые мы применяем, позволяют сократить теплопотери в пять раз. Работаем над улучшением рецептур: отказались от использования фосфатов в чистящих и моющих средствах, разработали биоразлагаемые клеи. Стараемся полностью исключить из продуктов микропластик и уже сейчас отказались от пластиковых микрогранул, которые ранее использовались в качестве пилинговых или абразивных частиц в косметических продуктах и товарах для стирки и для ухода за домом.
— Как скоро, по вашему мнению, удастся решить проблему пластиковой упаковки?
— Сейчас ведется работа по созданию биоразлагаемых материалов или тех, которые можно было бы использовать повторно. К 2025 году мы собираемся перейти на использование только такой упаковки. В Европе доля переработанного пластика в упаковке должна достичь 35%. Уже по итогам 2018 года это почти 10%. Этому, безусловно, способствовало наше сотрудничество с организацией Plastic Bank (инициатива по очистке Мирового океана от пластика. — РБК+): мы выпустили в Европе первую партию продуктов с маркировкой «социальный пластик» — это 25 тыс. упаковок, сделанных из пластика, который собрали жители Гаити.
В России, надо признать, это направление пока недостаточно развито. Но мы работаем над использованием части переработанного материала в ПЭТ-упаковке косметических продуктов, используем водорастворимые упаковки капсул для мытья посуды.
— Henkel стала первой немецкой компанией, заключившей договор о так называемом «зеленом» кредите объемом в €1,5 млрд. Что это означает?
— Мы не только единственная немецкая, но и вообще первая компания в нашей отрасли, которая взяла такой кредит. Значимость устойчивого развития для финансовых рынков и инвесторов постоянно растет. Наши показатели оценивают три международных агентства, которые специализируются на рейтинге устойчивого развития, и от изменения оценки зависит стоимость обслуживания займа: выше рейтинг — меньше проценты и наоборот. Наш кредитный договор стал дополнительным стимулом, позволяющим сохранить лидирующие позиции или даже выйти на новый уровень в устойчивом развитии.