Образование в Германии славится не только тем, что оно бесплатное, — ценно также то, что выпускники к моменту получения диплома имеют точное представление о выбранной специальности и профессиональные навыки. С ними ученики знакомятся уже в средней школе. Более половины всех выпускников немецких школ, по словам директора Социально-гуманитарного института Тюменского госуниверситета Игоря Чубарова, проходят дуальную систему среднего профессионального образования (Ausbildung): человека готовят по двум, зачастую далеким друг от друга специальностям. «Дуальная система предполагает получение как востребованных рынком, так и непопулярных профессий — без отрыва от производства и с гарантированным трудоустройством», — отмечает он. Именно Dualsystem позволяет удерживать безработицу на довольно низком уровне и удовлетворять потребности промышленных отраслей в квалифицированных кадрах, а социальную сферу — в работниках неквалифицированных профессий.
По словам гендиректора международной Begin Group Ольги Гозман (занимается продвижением компаний на образовательном рынке), большинство учащихся не только профучилищ, но и вузов к моменту выпуска уже имеют четкое представление о том, какие требования к ним будут предъявлять работодатели. Более 91% выпускников, по данным Eurostat, получают постоянную работу по специальности.
Как говорит директор филиала «Северо-Запад» Российско-Германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко, торгово-промышленные палаты страны «в тесном взаимодействии с предприятиями работают над учебными планами, а студенты много времени уделяют практике».
«Университет Duale Hochschule Baden-Württemberg имеет договоры с такими крупными компаниями, как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens, по целевой подготовке специалистов», — приводит пример Сергей Кокин, заместитель директора Энергетического института Уральского федерального университета (УрФУ; вуз проводит ежегодную российско-германскую энергетическую летнюю школу).
Модель немецкого высшего образования, по оценке доцента кафедры романо-германской филологии Гуманитарного института Новосибирского госуниверситета Сергея Филиппова, очень демократична: «Студенты сами формируют свою образовательную траекторию, что требует высокой степени ответственности и самоорганизации». Высока значимость зарубежной практики, так называемый Auslandssemester: отсутствие в резюме сведений о семестре, проведенном в зарубежном университете, воспринимается потенциальным работодателем как существенный недостаток.
Поэтому значительная часть студентов в Германии имеют опыт обучения за рубежом — более 2% всей мировой студенческой мобильности. Чтобы восполнить недостаток международного опыта, например, у студентов педагогических факультетов, по словам руководителя Германской службы академических обменов (DAAD) в Москве Андреаса Хешена, DAAD совместно с Федеральным министерством образования и научных исследований Германии (BMBF) -организует программы повышения международной академической мобильности.
Все флаги в вузы
Для сохранения конкурентоспособности страны, ее научного, производственного и кадрового потенциала в период с 2006 по 2017 год на реализацию программы Excellence Initiative, призванной усилить конкуренцию между вузами, было потрачено €4,6 млрд. В результате восемь университетов Германии в 2018 году вошли в топ-100 авторитетного рейтинга журнала Times Higher Education (THE, Лондон). В 2010 году их было только три. Программа будет продолжена до 2026 года с финансированием €533 млн в год.
Однако рынок труда Германии испытывает проблемы в связи с тем, что образованное население стареет. По данным Научного совета Германии (Wissenschaftsrat, консультирует федеральное правительство по вопросам образования), в 2030 году соотношение 15-летних к 65-летним гражданам страны составит 14 к 26%, а к 2060 году — 13 к 31%.
Избежать снижения экономической эффективности при сокращении численности рабочей силы в краткосрочной и среднесрочной перспективе, по прогнозам Научного совета, позволит увеличение трудоустройства и повышение квалификации мигрантов.
«Немецкая система высшего образования адаптируется под современные вызовы и поддерживает концепцию непрерывного образования. Немецкие вузы открыты всем возрастным группам, включая иностранных студентов», — говорит Андреас Хешен.
По его данным, около 50% иностранных студентов после окончания вузов остаются в Германии. Однако многие молодые специалисты, отмечает Андреас Хешен, все же возвращаются на родину в течение пяти лет по окончании обучения.
Немецкие университеты действительно активно привлекают иностранных студентов и не делают различий между «своими» и иностранцами, для которых обучение также бесплатно, говорит Сергей Филиппов. «Но обучение в немецком университете вовсе не означает получения немецкого гражданства или работы в Германии, вуз — не миграционная служба», — уточняет он. Талантливому и усердному студенту предложат продолжить обучение, а затем и работу, но лишь в том случае, если нет достойных кандидатов из Германии или других стран ЕС, объясняет Сергей Филиппов.
По данным Института статистики ЮНЕСКО за 2016 год, Германия входит в шестерку стран с наибольшей долей «входящей» студенческой мобильности (США — 19%, Великобритания — 8%, Австралия — 7%, Франция, Германия и Россия — по 5%). 13% общего числа учащихся немецких вузов — иностранные студенты, и это результат активного продвижения национальной системы образования за рубежом с помощью Германской службы академических обменов и других правительственных и неправительственных организаций, говорит Ольга Гозман. Количество иностранцев в немецких вузах, по ее словам, растет каждый год примерно на 4–5%: «И нет никаких объективных причин, по которым бы данный рост прекратился». Возможность бесплатно учиться в одной из лучших образовательных систем привлекает огромное количество абитуриентов из развивающихся стран, в первую очередь из Китая, Индии и России, а также из европейских государств, где получение высшего образования обходится дороже, например из Австрии или Италии.
Экология для всех
Правительство Германии в 2004 году поддержало инициативу ООН о проведении десятилетия образования в интересах устойчивого развития. С 2005 года эта тема интегрируется в учебные программы на всех уровнях образования.
По словам руководителя DAAD в Москве Андреаса Хешена, со стороны бизнеса и самих абитуриентов постоянно растет интерес к образованию в области экологии и устойчивого развития. По данным портала «Компас высшего образования» (официальный портал ректоров), немецкие вузы предлагают более 190 программ обучения в этом направлении.
Без такой дисциплины, как «Экология», не обходится ни один школьный или университетский учебный план, говорит гендиректор Begin Group Ольга Гозман. По ее словам, с принципами охраны окружающей среды знакомятся студенты даже инженерных и гуманитарных факультетов.