Мы регулярно и системно исследуем экономику Рунета с 2011 года. Тогда отрасль росла на 20–30% в год. Работал эффект низкой базы, страна выходила из кризиса 2008 года, росли инвестиции на фоне выхода «Яндекса» и Mail.Ru Group на IPO, осваивались новые ниши, пусть и за счет копирования американских идей.
С 2014–2015 годов темпы роста цифровой экономики стали резко падать (до 6–8% в год), в долларовом выражении к объемам 2013 года рынку удалось вернуться только в 2016-м. С этого момента рост рынка не превышал 10–15% в год. Темпы его, по нашим прогнозам, продолжат постепенно снижаться.
Сказываются зрелость основных рынков и зависимость от общеэкономической обстановки в стране. Электронная коммерция и рынок интернет-рекламы обычно снижаются значительно медленнее их офлайн-аналогов, но кризис дошел и до них.
Росту препятствуют проблемы экономики России как таковой: зарегулированность и отсутствие четких правил игры, сложность доступа к инвестициям, низкая покупательная способность населения, монополизация экономики, сокращение международной торговли. Именно с этими проблемами столкнутся новые сегменты Рунета, связанные технологиями искусственного интеллекта и интернета вещей.
В таких нишах, как цифровой контент и онлайн-трэвел, которые начали набирать обороты сравнительно недавно, сохраняется положительная динамика роста. Потенциал e-commerce тоже огромный: объем рынка едва достигает 1% всего ретейла, тогда как в странах ОЭСР — в среднем 15–20%.
Для стимулирования существующих и новых цифровых рынков необходимо решать проблемы в «аналоговой» экономике.