Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду
Материалы выпуска
Задание для креативного класса Рынок «Нам важно поддерживать лучшие образовательные инициативы» Компетенция Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду

Родители, недовольные распределением нагрузки в школе, все чаще переводят своих детей на домашнее обучение. Онлайн-технологии расширяют возможности аутскулинга.
Фото: Getty Images Russia

Аутскулинг, или обучение на дому, становится все более частым выбором родителей российских школьников. Согласно исследованию Ассоциации развития семейного образования (АРСО), по итогам прошлого учебного года в нашей стране на домашнем обучении находились более 20 тыс. детей, или примерно 0,13% общего количества школьников.

На начало 2015/16 учебного года в форме семейного образования обучалось почти в 2,5 раза меньше — 8452 человека, или 0,058% общего числа учащихся, приводят статистику авторы совместного исследования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и НИУ ВШЭ «Семейное образование в России и за рубежом».

По словам президента АРСО Алексея Семенычева, по числу учащихся на дому в мире лидируют США и Канада.

По данным исследования Home Schooling in Canada Института Фрейзера в Ванкувере, в США, например, уже в 2010 году было 2,04 млн (около 4%) школьников, обучающихся вне школы.

В России официальная статистика обучающихся на дому не ведется, говорит Алексей Семенычев: «Но мы видим рост интереса родителей к семейному образованию по тому, как растет аудитория наших фестивалей, конференций и вебинаров». «В России home schooling развивается из-за недовольства системой школьного образования», — отмечает эксперт. Например, в Америке на домашнее обучение многие уходят по религиозным причинам.

По данным Росстата, число недовольных качеством образовательных услуг выросло с 10,1% всех семей, имеющих детей до 15 лет, в 2015 году до 14,8% в 2017-м.

В 5% случаев выбор в пользу домашнего обучения сделан в связи со здоровьем ребенка, в 38% причиной становится потеря мотивации, сложности при обучении в школе и потребность в укреплении внутрисемейных связей; в 52% случае родители считают, что школа нерационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования, говорится в исследовании МГППУ и НИУ ВШЭ. Усредненный портрет родителей хоумскулеров таков: им от 25 до 49 лет, они воспитывают двух и более детей, это горожане с высшим образованием и работой, активные участники онлайн-сообществ.

«Родители хотят, чтобы их дети получили действительно качественное образование, не будучи замкнуты в довольно тесных и не всегда удачных рамках школьной программы», — отмечает председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», генеральный директор аналитического центра «Семейная политика. РФ» Павел Парфентьев.

Кроме того, родители выбирают домашний формат обучения, чтобы освободить время ребенка для подготовки к олимпиадам, конкурсам и соревнованиям высокого уровня, отмечает директор московской школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

Школа на дисплее

«Нам пришлось выбирать: либо учиться в очень слабой средней школе, либо за компьютером», — говорит Юлия Губанова-Тен, мать 16-летней Полины Олейниковой. В седьмом классе она перевела Полину на дистанционное обучение сначала в санкт-петербургскую, а затем в московскую онлайн-школу. Семья при этом живет в Алма-Ате, в Казахстане.

Ежедневно по каждому предмету Полина просматривает видеоуроки по 15–20 минут каждый и может задать преподавателю в чате возникшие вопросы. Она проходит необходимые объемы тестов и контрольных работ, получает четвертные оценки. При этом ребенок учится самостоятельно, у девочки вырос интерес к учебе и уровень личной ответственности, говорит мама Полины: «Остается дополнительное время на занятия в спортивной секции».

В арсенале школы сегодня достаточно технологий для организации полноценного обучения онлайн, говорит руководитель проектов «Экстернат» и «Домашняя школа» онлайн-школы «Фоксфорд» (резидент фонда «Сколково») Юлия Шароватова: «Мы используем собственную платформу онлайн-обучения». Заниматься онлайн, по ее словам, можно индивидуально или в группе, смотреть уроки — в режиме реального времени или в записи. За нагрузкой и успеваемостью следят персональные кураторы.

Родителями могут и сами выстраивать учебный график, лишь при необходимости консультируясь с педагогом в чате, говорит Юлия Шароватова: «Некоторые онлайн-школы высылают материалы в электронных учебниках либо в формате видеолекций».

«Мы на коммерческой основе заключаем договор о партнерстве с частной школой, у которой есть государственная лицензия и аккредитация, и наши ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ в школах-партнерах в соответствии с российским законодательством об образовании», — говорит руководитель отдела маркетинга домашней школы InternetUrok Ольга Перлина. Перед тем как заключить договор, школа-партнер, по ее словам, проверяет учебные программы онлайн-школы.

Единственная сложность — выпускной экзамен проводится очно. Полине Олейниковой из Алма-Аты пришлось ехать на ОГЭ с мамой в Москву. А аттестат государственного образца девочка получила по почте.

Пока только 8% родителей готовы к домашнему обучению ребенка — такие оценки приводят авторы исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий компании «Нетология-групп», проведенного в соавторстве с фондом «Общественное мнение», НИУ ВШЭ и Фондом развития интернет-инициатив. При этом 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн.

Большинство самих школьников готовы получать онлайн-образование. А внедрение EdTech (образовательных технологий) в среднее образование поощряется государством, говорится в исследовании: «Одна из проблем среднего образования РФ — увеличение числа малокомплектных школ. Решить ее можно за счет частного бизнеса, в том числе с привлечением онлайн-технологий».

Проникновение онлайна в сегмент общего среднего образования станет одним из драйверов рынка, и к 2021 году достигнет 1,5%, или 10,5 млрд руб. в денежном выражении.

По подсчетам интернет-журнала «Семейное образование», сегодня в целом в стране 125 организаций в 17 городах практикуют семейные и дистанционные формы обучения, к которым могут присоединяться желающие из всех регионов и стран СНГ.

Основной спрос на дистанционную форму обучения будет идти из регионов, говорит руководитель направления «Образование» ИТ-кластера фонда «Сколково» Екатерина Рыжкова: «Им не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню».

Например, 1457 столичных школ подключены к ресурсам проекта «Московская электронная школа» (МЭШ), на котором собран весь школьный контент в цифровом виде.

По своей сути МЭШ — огромный банк знаний, говорит Илья Новокрещенов: «Это и библиотека электронных учебников и учебных пособий, и сценарии уроков, и цифровые лаборатории, и электронный журнал и дневник. Платформу можно использовать для организации дистанционной поддержки обучения детей».

Семейная политика

Развитие дистанционных форм обучения — важная задача в рамках повышения качества образовательной среды, заявили РБК+ в пресс-службе Минобрнауки РФ: «В рамках нацпроекта создается Центр цифровой трансформации образования. Совместно с Минкомсвязи и Рособрнадзором будут разработаны и внедрены модели цифровой образовательной среды, ее федеральной и информационно-сервисной платформы. Все школы будут обеспечены высокоскоростным интернетом».

В Минобрнауки отмечают, что цифровизация образования не только расширяет доступ детям к знаниям, но и снижает бюрократическую нагрузку на педагогов.

По прогнозам Агентства стратегических инициатив (АСИ), массовое распространение цифровых образовательных услуг возможно уже к 2021–2024 годам. «В большинстве школ педагоги уже работают с использованием «цифры». Но пока это использование элементов цифрового образования в традиционном образовательном процессе», — сообщил руководитель проекта АСИ «Цифровая платформа для работы высокомотивированных и одаренных детей и их сопровождения» Александр Кондаков.


Либеральный подход

В России закон «Об образовании» еще в редакции 1992 года утвердил возможность выбора для школьников учиться в школе или вне ее стен, а Конституционный суд РФ в 2000 году гарантировал доступность такой формы получения образования.

Современными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) также предусмотрено получение общего образования в очно-заочной или заочной форме, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается и сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Российское законодательство достаточно лояльно к правам семьи на выбор домашнего или семейного образования, отмечает председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», гендиректор аналитического центра «Семейная политика. РФ» Павел Парфентьев: «Государственный контроль за семейным образованием ведется в сравнительно разумных пределах». В Германии, например, по его словам, семейное образование запрещено. По данным национальной организации по домашнему обучению Швеции Rohus, с 2011 года в стране фактически введен запрет на современное домашнее образование.


Противопоказания

Семейное обучение не всегда способно решить задачу социализации, говорит Алексей Семенычев: «Есть дети, которые в шестом-седьмом классах просятся в школу, потому что им скучно дома». Не всегда домашнее обучение целесообразно в отношении детей, склонным к точным наукам, считает профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Для будущих математиков и физиков, по ее словам, важен постоянный контакт с хорошим учителем. Дистанционное обучение, по ее мнению, тоже нуждается в живых тьюторах — наставниках, которые помогают ребятам организовать обучение с использованием новых технологий.

«Учитель остается центральной фигурой в системе отечественного образования, и дистанционные технологии неспособны в полной мере заменить педагога», — отмечают в Минобрнауки.