Интеллектуальная собственность в цифровом мире становится все более ценным ресурсом. А индустрия на стыке искусства, культуры, бизнеса и технологий влияет на развитие множества отраслей экономики и на рынок труда.
Ожидается, что при сохранении доминирования на рынке труда креативной индустрии медиасферы к 2020 году около 10 млн новых рабочих мест будет создано в визуальном и исполнительском искусстве. Сегодня на эти сектора приходится 20 и 12% занятых соответственно, в аудиовизуальных медиа занято 11%. «Креативная индустрия способствует развитию рынка труда особо уязвимых групп населения, таких как молодежь и женщины», — такую оценку дают авторы бюллетеня «Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик» Аналитического центра при правительстве РФ.
Мир контента
Среднегодовые доходы ведущих рынков креативной индустрии, по данным Всемирного экономического форума (оценка 2016 года), достигают $743 млрд в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), $709 млрд в Европе, $603 млрд — в Северной Америке (данные Аналитического центра при правительстве РФ).
В АТР двигателем креативной индустрии являются газеты (Япония), книги (Индия) и видеоигры (Китай), а в США и Канаде — цифровой культурный контент и аудиовизуальные медиа. Европейский рынок базируется на концентрации исторического наследия, искусства и моды. Семь из десяти самых посещаемых музеев мира и 30 из 69 «креативных городов» — европейские, говорится в исследовании Аналитического центра при правительстве РФ. Европейская креативная экономика в целом ежегодно приносит доход €500 млрд, или около 4% общего объема ВВП стран этой зоны.
Великобритания — лидер на арт-рынке, особенно в области современного искусства. Годовой доход креативной индустрии страны — £76,9 млрд, темпы роста сектора втрое превышают среднегодовые темпы роста экономики страны. Например, «дизайн», включая разработку продукта, графический дизайн и дизайн одежды, растет вдвое быстрее.
Идеи для экономики
Российский рынок креативной индустрии оценивается примерно в 8 трлн руб. ежегодно и имеет потенциал для роста. Как и во всем мире, лидирует сфера «медиа», вторую позицию занимает «функциональное творчество» (дизайн и креативные сервисы). Третье место делят области креативной индустрии «искусство» (визуальное и исполнительское искусство) и «наследие» (художественные и традиционные ремесла и промыслы, фестивали и культурные объекты).
Важной частью визуальной культуры являются традиционные и цифровые изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура, фотография, отмечают авторы отчета «Российский рынок предметов искусства» (2018) НИУ ВШЭ. Причем ожидается, что в ближайшие пять лет будет расти спрос на произведения современных русских художников. Объем рынка современного российского искусства с учетом галерейных продаж, по оценке аналитического ресурса InArt, в 2017 году составил примерно $23 млн. Наиболее востребованными оказались живопись, фотография и графика.
Креативная индустрия может стать одним из важных направлений роста российского ВВП, а ее вклад — увеличиться вчетверо менее чем за десять лет, считают в Аналитическом центре при правительстве РФ. Однако экономический рост креативной индустрии зависит от людей, формирующих креативный класс. Сама эта индустрия в нашей стране не является четко определенным видом экономической деятельности. Нет в стране и согласованной госполитики в отношении образовательной инициативы, отмечают авторы исследования «Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик»: «Наряду с подготовкой кадров, обладающих компетенциями, необходимыми для работы в креативной экономике, важна система подготовки профильных специалистов и формирование системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации на базе отраслевых объединений и профильных ассоциаций».
Образование для творчества
Традиционное художественное образование в России не соответствует новейшим течениям в искусстве, оно слишком консервативно, считает ректор института «База», эксперт Лаборатории художественной критики Анатолий Осмоловский. В большинстве своем академические художественные вузы выполняют роль прикладных училищ, полагает он: «Высшая школа должна учить мыслить и помогать ставить эксперименты, а не изготовлять ожидаемую публикой продукцию».
Но определенные изменения происходят, по его словам, и в консервативной академической среде. Например, Московская художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (МГХПА) учит работать с самыми различными материалами, говорит Анатолий Осмоловский: «Современное искусство обязано экспериментировать с материалами».
Особенность художественно-промышленных вузов — прикладной характер каждой специализации, говорит советник ректора МГХПА по международным связям и связям с общественностью Кирилл Гаврилин. Но без академических приемов тут не обойтись, отмечает он: «Дизайнер обязательно изучает живопись, рисунок, композицию. А потом уже идут специальные предметы, которые формируют его как специалиста». Для современного художника важна коллаборация со смежными специальностями: если это транспортный дизайнер, то вместе с ним над курсовым или дипломным проектом работают инженер, механик, если это авиационный дизайнер — приглашают студентов соседнего авиационного института.
В стране сильное академическое художественное образование, которое остается в рамках образовательной традиции, отмечает доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Любовь Савенкова. Без него новому креативному классу не обойтись, считает она: «Безграмотный художник, который не обучился основам рисунка и живописи, не может стать профессионалом и в современном искусстве».
Но рынок и сами абитуриенты требуют открытия новых направлений и интеграции в современное пространство. Все большую популярность, по словам Любови Савенковой, приобретают появившиеся в больших городах платные образовательные программы, в то числе европейские.
Неакадемические организации, дающие образование в сфере современного искусства (Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко, Институт «База», Институт современного искусства, «Свободные мастерские») являются на данный момент главными драйверами развития искусства и инфраструктуры, считает куратор музея современного искусства «Гараж» Валентин Дьяконов.
Среда обитания
Художник — штучный товар, отмечает главный редактор портала «АртУзел» Мария Назарова. Но арт-рынок и креативную среду в целом формируют еще и масса смежных специалистов, которых можно и нужно обучать. По ее данным, в стране практически не готовят, например, востребованных арт-рынком оценщиков произведений искусства.
Арт-критика тоже в застое, поскольку требует высочайшего уровня эрудиции и «насмотренности». «Вчерашние выпускники факультетов истории искусства и журфаков такими навыками не обладают», — считает Мария Назарова.
Профессии продюсера и арт-дилера в основном осваиваются путем долгих проб и ошибок, говорит Анатолий Осмоловский. Чтобы начать работать и понять, как устроен мир искусства, необходимо как минимум пройти общий курс арт-менеджмента. Если до сих пор это были в основном только очные программы в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас растет число онлайн-школ, которые учат менеджменту в искусстве.
Развитие отрасли зависит и от наличия выставочных, образовательных площадок и креативных пространств.
Центры современного искусства «Винзавод», «Красный Октябрь», «Гараж», «Марс», «Эрарта» и другие появились в стране примерно 10–11 лет назад и преимущественно в культурных и экономических центрах страны.
В НИУ ВШЭ сетуют на отсутствие госпрограммы поддержки художников. Пока развитие индустрии держится именно на частной инициативе, говорят аналитики «Вышки»: «Коммерческие игроки российской индустрии изобразительных искусств организуют свои собственные программы поддержки». Сегодня их роль расширяется от продвижения действующих молодых современных художников до участия и организации образовательных проектов.