Острова инвестиций
Материалы выпуска
Острова инвестиций Инструменты «Международные морские коммуникации надо замкнуть на сахалинские порты» Инструменты «Мы создали для Сахалина мощный мультипликативный эффект» Компетенция
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Острова инвестиций

По инвестиционной емкости Сахалинская область считается одной из самых перспективных в России. Для реализации потенциала региона необходимы развитие транспортной инфраструктуры и диверсификация экономики.
Фото: РИА Новости

В актуальном ренкинге «экономического здоровья» регионов агентства RAEX («Эксперт РА») Сахалинская область лидирует среди субъектов РФ с показателем 89%, опережая даже Москву (82%). По критериям «экономического здоровья» населения и бизнеса она сегодня уступает лишь ЯНАО и Тюменской области. Сахалинская область — первая среди субъектов РФ по налоговым поступлениям в региональный бюджет — 10,2 тыс. руб. на душу населения. Обороты розничной торговли на человека в год превышают 305 тыс. руб. (выше только у Москвы и Подмосковья). «У Сахалинской области отсутствует региональный долг. По этому показателю регион занимает первое место в России», — говорит партнер департамента финансового консультирования, руководитель отдела сопровождения сделок компании «Делойт, СНГ» в России Артем Самсонов.

В конце 2018 года регион возглавил Валерий Лимаренко. Для повышения качества жизни и закрепления людей была запущена масштабная программа по строительству новых объектов в здравоохранении и образовании, активизировалась работа по ликвидации ветхого и аварийного жилья, развитию дорожной инфраструктуры и по многим другим направлениям.

Привлекательные инвестиции 

По версии Национального рейтингового агентства, Сахалинская область уже не первый год удерживает лидирующие позиции. В рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов RAEX за 2018 год она занимает 55-е место по инвестиционному потенциалу. По оценкам делового и экспертного сообщества, на основе которых составляется ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив, в прошлом году регион добился существенного прогресса, поднявшись с 79-й строчки на 37-ю.

Более 80% всех инвестиционных вложений приходится на долю добывающего сектора. В среднесрочной перспективе объем инвестиций в нефтегазовую отрасль Сахалинской области будет определяться развитием проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», реализацией планов ПАО «Газпром» в рамках проекта «Сахалин-3», результатами геолого-геофизических и буровых работ на лицензионных участках ПАО «НК «Роснефть».

При этом особое внимание в регионе уделяется несырьевому сектору экономики. Все это малые и средние предприятия (МСП). Здесь индекс предпринимательской активности стремится к лидерству по стране — на 1 тыс. островитян трудоспособного возраста приходится 36 субъектов МСП. По этому показателю область уступает лишь Москве с Подмосковьем, Санкт-Петербургу, Ленинградской и Калининградской областям. Такая пропорция обусловлена в том числе беспрецедентными мерами поддержки бизнеса, ведущего свою деятельность на островах, — от субсидирования предпринимательских затрат до налоговых преференций в рамках территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток. Только в 2018 году Сахалинское агентство по привлечению инвестиций провело более 1250 консультаций для действующих предприятий и потенциальных инвесторов, а госпомощь тем, кто уже вкладывает средства в экономику региона, в совокупности оценивается более чем в 800 млн руб.

Хвосты по осени считают 

Рыбохозяйственный комплекс занимает второе место в экономике области после нефтегазового. Большинство предприятий по добыче, переработке и воспроизводству водно-биологических ресурсов являются градообразующими в тех небольших населенных пунктах, где они расположены.

«Основными перспективами для отрасли стали искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей, добыча скумбрии, сельди иваси, модернизация существующей береговой инфраструктуры, приобретение нового флота», — говорит Артем Самсонов. В качестве примеров он приводит недавно построенные рыбоводные заводы на реках Чеховка в Холмском районе и на реке Вольной в Невельском. Южно-Курильским рыбокомбинатом запущено производство рыбных муки и жира, компанией «Дивия-Фарм Сахалин» — концентрата из морских водорослей. «Направления глубокой переработки рыбопродукции и переработки рыбных отходов в Сахалинской области имеют значительный потенциал роста, — продолжает эксперт. — Еще один пример — рыбокомбинат «Островной» сейчас строит один из крупнейших в стране рыбоперерабатывающих комплексов. Этот инвестпроект первым получил статус резидента ТОР «Курилы» и уже пользуется преференциями в рамках этого экономического режима».

Из недавно реализованных проектов, не связанных с углеводородами, замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин также выделяет появление в прибрежных водах порта Шахтерск уникального для России плавучего терминала-перегружателя угля. Его приобретение — совместный инвестпроект с Сингапуром. Привлечение иностранного капитала стало возможным благодаря получению компанией преференций резидента Свободного порта Владивосток в Углегорском муниципальном округе. «В Азиатско-Тихоокеанском регионе сахалинский уголь сейчас хорошо продается», — констатирует эксперт.

В качестве еще одного примера инвестпроекта, реализуемого на Сахалине, Дмитрий Кувалин называет возведение молочно-товарной фермы на тысячу голов скота и сопутствующих производств на базе совхоза «Корсаковский».

Фьюжен и микс культур 

На Сахалине и Курилах огромный потенциал для развития рекреационных зон и туризма: Тихий океан, близость Японии, Кореи, Китая, обилие морепродуктов, расположение на пути круизных рейсов из Азиатско-Тихоокеанского региона, красивейшая природа. «Это то, на чем, используя опыт городов со схожим географическим положением, можно построить целую индустрию, — отмечает руководитель Агентства по туризму Сахалинской области Наталья Пахолкова. — Сахалин — это фьюжен и микс культур».

Базовым проектом для развития туристско-рекреационной инфраструктуры на Сахалине стал горнолыжный курорт «Горный воздух», который расположен в самом центре Южно-Сахалинска. Он имеет статус резидента ТОР.

Сахалинская область входит в топ-20 регионов России по туристической привлекательности. Эксперт по путешествиям компании RussiaDiscovery Ксения Рубцова отмечает большой потенциальный спрос на посещение Сахалина и Курил. «Туристы поднимаются на вулканы, наблюдают за колониями морских птиц, купаются в термальных источниках и Охотском море», — говорит она.

Еще одним местом притяжения для туристов могут быть Курильские острова. Но пока на этом направлении недостаточно развита логистика. Правительство Сахалинской области ищет различные варианты решений, в том числе приобретение нового судна для перевозки пассажиров по этому направлению.

«На Сахалине и Курилах недостаточно техники для туристов: катеров, теплоходов, вертолетов, самолетов. Этот вопрос правительством области прорабатывается. Камчатка, где все это уже давно и активно используется, значительно обгоняет соседей по туристической привлекательности», — констатирует эксперт.

В настоящее время, по мнению специалистов, необходимо понять, какие маршруты интересны. Тогда можно будет сконцентрировать поток туристов на двух-трех основных направлениях и предложить бизнесу построить на их пересечении гостиницы, магазины. Со своей стороны островное правительство готово оказывать предпринимателям поддержку, в том числе предоставлять прямое субсидирование затрат.

Еще одно перспективное туристическое направление — Корсаковский городской округ. На совместном совещании представителей областного правительства, руководства ВЭБ.РФ, Корпорации развития Дальнего Востока и представителей администрации приморского города Валерий Лимаренко представил три «подпроекта» развития Корсакова и Корсаковского морского торгового порта. Упор будет сделан на развитие портового хозяйства, благоустройство прибрежной территории города и создание делового и туристического центра. Это позволит увеличить туристический и грузовой потоки в южных морских воротах Сахалина. Также в рамках проектов развития была представлена идея создания в гавани базы для размещения сервисных служб нефтегазовой и рыболовецкой отраслей.

Созданный промышленный порт с объемом переработки около 25 млн т грузов сможет принимать до 40 круизных лайнеров в год (каждый вмещает от 3 тыс. до 4 тыс. пассажиров). Для этого будут проведены работы по дноуглублению, модернизации пирсов, созданию в порту убежища от штормов.

Городская ткань столицы 

По словам исполнительного директора фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, для привлечения инвесторов, в том числе иностранных, в Южно-Сахалинске необходимо отрегулировать систему оформления и согласования градостроительной документации. За последний год в островной столице прошло несколько градостроительных конкурсов, в которых участвовали ведущие архитектурные организации из России и из-за рубежа. Переосмыслить «городскую ткань», чтоб создать комфортные условия для жителей, гостей и инвесторов, — такова задача на ближайшую перспективу.

Эксперт отмечает, что в Сахалинской области существует проблема оттока населения и необходимо создать систему арендного жилья. Попытки «привязать» людей к территории с помощью ипотеки здесь, по ее мнению, не работают.

Точки роста 

В среднесрочной перспективе нефтегазовая отрасль продолжит играть ведущую роль в островной экономике, подтверждает Валерий Лимаренко. Для снижения зависимости от мировой нефтяной конъюнктуры в области намечена реализация сразу нескольких стратегических проектов с привлечением частного капитала. Среди них — перевод автотранспорта на газомоторное топливо и использование природного газа для теплоснабжения некоторых населенных пунктов, строительство крупного лесоперерабатывающего предприятия; рассматривается возможность строительства нефтехимического производства.

Есть также перспективы, связанные с проектом железнодорожного перехода с материка на остров. Этот проект неразрывно связан с глубокой реконструкцией портов с выходом на возможность обработки в них более 50 млн т грузов в год. «Даже на стадии реализации столь гигантские инвестпроекты дадут серьезный импульс экономике острова», — говорит Дмитрий Кувалин.