«Международные морские коммуникации надо замкнуть на сахалинские порты»
Материалы выпуска
Острова инвестиций Инструменты «Международные морские коммуникации надо замкнуть на сахалинские порты» Инструменты «Мы создали для Сахалина мощный мультипликативный эффект» Компетенция
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Международные морские коммуникации надо замкнуть на сахалинские порты»

О главных задачах Сахалинской области РБК+ рассказал врио губернатора региона Валерий Лимаренко.
Фото: Пресс-служба

— Каковы основные направления развития экономики Сахалина сегодня?

— Около двух третей доходов бюджета области составляют налоговые поступления нефтегазового сектора. В ближайшие десять лет это соотношение существенно не изменится. Второй значимой отраслью является рыбохозяйственный комплекс. Всего на Курильских островах реализуется шесть проектов по глубокой переработке рыбы с общим объемом инвестиций почти 12,5 млрд руб. В области сегодня работают 54 рыбоводных завода, принадлежащих 36 предприятиям, из которых управляются государством только 11. Постепенно снижается популяция тихоокеанского лосося, и есть задача сохранить привычный уровень лова. Для этого необходимо увеличивать выпуск молоди искусственного происхождения.

— От чего зависит готовность рыбаков инвестировать в рыбохозяйственный комплекс?

— Ключевой вопрос для отрасли — знание о состоянии запасов промысловых видов рыб, крабов, креветок и других водных биоресурсов. От точности прогнозов напрямую зависит вопрос инвестиций, в первую очередь частных. Поэтому важны и инвестиции в рыбохозяйственную науку. Наша задача — заинтересовать этим довольно затратным сектором частный бизнес.

— Самый большой по объему капиталовложений проект связан с реконструкцией портов и строительством мостового перехода между Сахалином и материком. Что он даст экономике и социальной сфере региона?

— Начинать нужно с того, чтобы замкнуть на сахалинские порты международные морские коммуникации, что позволит обеспечить загрузку портов и сформирует потенциал грузооборота с материковой частью страны через железнодорожное сообщение. Вот здесь и потребуется мостовой переход.

Мировая теория строительства портов говорит о том, что порт должен иметь логистическую связь с материком. Также было бы оптимально появление нового промышленного района рядом с портом; расположенные в нем предприятия могли бы напрямую из порта получать сырье и тут же отправлять готовую продукцию. Стоимость только моста почти с 600 км железнодорожных подходов в текущих ценах составляет около 650 млрд руб. Еще как минимум несколько десятков миллиардов рублей потребует реконструкция одного-двух портов.

Строительство такого масштаба — это налоговые поступления, развитие местной сырьевой базы и строительного комплекса, создание инженерно-транспортной инфраструктуры. По предварительным оценкам, вклад в экономику составит несколько триллионов рублей за счет прироста внутреннего валового продукта. Реализация проекта, предусматривающего модернизацию портов острова Сахалин и строительство моста, даст мощный импульс экономике не только Сахалинской области, но и, например, Хабаровского края, а в целом для России будет иметь огромное геополитическое значение.

— Сахалинские домохозяйства и автотранспорт активно переводят на газовое топливо. Насколько перспективна эта история?

— Если говорить о предприятиях и домохозяйствах, сейчас главной проблемой является отсутствие единой газораспределительной сети. Рассчитываем, что она появится в ближайшие два-три года. «Газпром» взял на себя обязательство по строительству газораспределительных станций и межпоселковых сетей, область должна построить сети внутри населенных пунктов, которые и будут непосредственно обеспечивать топливом жилые дома, котельные и предприятия. Там, где нет возможности подвести газопровод непосредственно к населенному пункту, будет решаться вопрос доставки сжиженного природного газа (СПГ). В регионе как раз реализуется проект малотоннажного завода СПГ. Таким образом, мы можем производить газ для автономного снабжения удаленных потребителей и автотранспортных средств.