По оценке международной консалтинговой компании McKinsey, Россия пока не входит в группу лидеров развития цифровой экономики. Доля цифровой экономики в ВВП составляет у нас менее 4%, что в два-три раза ниже, чем у развитых с точки зрения «цифры» стран.
Однако в McKinsey видят все необходимые предпосылки для усиления динамики российской цифровизации. В частности, страна активно развивает инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственном масштабе. Реализуются крупные инициативы по устранению цифрового неравенства регионов, созданию федеральных информационных систем, а также систем государственных и муниципальных услуг.
По данным Всемирного экономического форума, в России уже сегодня пользуются интернетом свыше 70% населения, мобильным интернетом — более 50%.
В перечне обозначенных в программе «Цифровая экономика» ориентиров — проведение интернета в отдаленные регионы страны, а также предоставление к 2025 году 80% госуслуг в электронном виде. По итогам 2018-го на федеральном портале госуслуг было зарегистрировано более 86 млн человек (рост 30% к 2017 году; данные «Ростелекома»).
Как показало исследование международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), в среднем россияне используют в электронной форме девять типов госуслуг. Это больше, чем в Нидерландах (8,2) или Швеции (8,8). В то же время лидируют по этому показателю Индия (14,5) и Аргентина (11). 47% респондентов из России используют электронные госуслуги минимум раз в неделю: в большинстве случаев — с целью оплаты налогов и штрафов, для получения статистических данных (в обоих случаях свыше 84%). Почти 70% записываются через портал госуслуг на прием к врачу, более 40% заполняют налоговую декларацию, записывают детей в школу или детский сад и регистрируют автомобили.
92% респондентов отметили улучшение качества госуслуг за последние два года, а 20% респондентов из России оценили качество услуг, предоставляемых государством, выше, чем услуг и решений, предоставляемых частным сектором, комментирует Сергей Перапечка, партнер и управляющий директор BCG, глава экспертной практики по работе с государственным сектором в России и СНГ. Согласно результатам исследования BCG, чаще всего люди жалуются на сложность и длительность поиска необходимой информации или невозможность ее найти, технические сложности при составлении запросов (по 16%) и недоступность нужной услуги онлайн (12%).
В целом по интенсивности использования госуслуг в цифровой форме на начало 2019 года Россия заняла девятое место в новом рейтинге BCG. Ее опережают такие государства, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Индия, Индонезия, Аргентина, Марокко, Малайзия и Китай. Однако по темпам роста рынка электронных госуслуг Россия входит в первую тройку (плюс 42%) вместе с Австралией (плюс 54%) и Швецией (плюс 52%). Для сравнения: средний общемировой показатель — плюс 15%.
«В России запущена программа «Цифровая экономика РФ». Ожидаем, что осуществление этой программы позволит повысить производительность труда в России к 2024 году на 30%, при этом новые секторы российской экономики будут создавать более 10% российского ВВП», — говорил в июле прошлого года в ходе встречи глав государств — членов БРИКС в Йоханнесбурге президент России Владимир Путин.
Опорная база
Роль государства в координации усилий по цифровизации экономики страны в целом и госуслуг в частности является ключевой для гармонизации процесса трансформации и обеспечения благоприятных условий развития для бизнеса и самореализации для населения, отмечают в BCG. В мировой практике цифровая трансформация в госуправлении подразумевает как перевод госуслуг в электронный вид, так и внедрение новых цифровых технологий — например, интернета вещей, искусственного интеллекта, распределенного реестра (блокчейн). Кумулятивный эффект от их внедрения в консалтинговой компании Deloitte относят к концепции The Symphonic Enterprise, но возникает он не только на корпоративном, но и на государственном уровне.
Использование больших данных для планирования, мониторинга и оценки результата позволяет повысить эффективность существующих подходов и быстро запускать новые сервисы. Госструктуры по всему миру консолидируют информацию о гражданах, месте их проживания, уровне дохода, недвижимости, состоянии здоровья и пр. С новыми возможностями технологий машинного обучения и ИИ можно обрабатывать тысячи параметров в реальном времени, выбирая наиболее оптимальные решения и делая более точные прогнозы.
Наибольшую активность в развитии ИИ проявляет Китай, где к 2030 году будет сосредоточено до 30% всех мировых данных (оценка CCID Consulting). Со своей стороны, Индия рассчитывает к 2020 году стать базовой ИИ-лабораторией для развивающихся стран (в том числе в части решений для сельского хозяйства — AgroTech и «умных» городов — Smart City).
В отчете BCG «Взгляд населения на использование ИИ в работе государства: сравнительный анализ цифровых госуслуг» приведен опыт Сингапура: для того чтобы целенаправленно вести работу по внедрению ИИ в госуслугах в таких сферах, как мобильность, здравоохранение и безопасность населения, в 2017 году была сформирована специальная правительственная организация (Smart Nation and Digital Government Group). Она занимается продвижением технологий и реализует проекты — такие, например, как применение ИИ в госзакупках с целью исключить коррупционную составляющую, управление трафиком и службой занятости, контроль качества воды, воздуха и т.д.
Выравнивание разрыва
Процесс цифровизации в рамках страны идет неравномерно, и мегаполисы, как правило, опережают другие территории. Такая тенденция характерна для большинства стран мира, считают в BCG. Однако к 2024 году в России планируется создать «умные» города как в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек и являющихся административными центрами субъектов РФ, так и в локациях с населением менее 100 тыс. человек. В рамках федерального проекта Минстроя РФ уже утвержден стандарт и обязательные требования к «умным» городам, а также выбраны пилотные зоны. В список пионеров вошли подмосковные Дубна, Ивантеевка и Реутов (всего для участия в пилотировании подал заявки 41 город из 27 регионов).
Города-пилоты станут площадками по тестированию новых технологий, организационных и правовых моделей для цифрового преобразования в сфере муниципального управления. В частности, будут созданы интеллектуальные центры управления городом, системы «умного» ЖКХ и видеонаблюдения, а также цифровые платформы для горожан по решению градостроительных вопросов. Первые такие платформы должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.
«Умные» городские системы помогают решать проблемы пробок, управлять общественным транспортом», — отмечает Александр Данилин, руководитель направления стратегических проектов департамента по работе с государственными организациями Microsoft в России, руководитель инициативы CityNext («Город будущего»). Повсеместное распространение Wi-Fi (в большей степени именно за инфраструктуру беспроводной связи в метро Москва была включена в топ-7 интеллектуальных мегаполисов мира премии Intelligent Community Awards) тоже является шагом к цифровизации жизни и повышению ее комфортности.
В Московской области инфраструктура «электронного правительства» развивается с 2014 года. Она включает Единую информационную систему оказания государственных и муниципальных услуг, портал госуслуг, а также другие системы для обеспечения межведомственного взаимодействия, управления очередью заявителей, начислением и оплатой госпошлин, оценки качества и результатов предоставления сервисов.
«Основными задачами создания инфраструктуры «электронного правительства» являлись, помимо сокращения сроков оказания госуслуг, снижение доли просрочек и сокращение трудозатрат, а также рост вовлеченности граждан, — поясняет министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максим Рымар. — Планировалось увеличить долю обращений по услугам в электронном виде до 80%, по услугам для бизнеса — до 100%». В 2019–2020 годах Московская область планирует внедрить качественно другой подход к развитию инфраструктуры «электронного правительства», резюмирует министр.
С федеральным акцентом
«Мы продолжаем развивать сервисы электронного правительства, переводим все органы власти в цифровой режим, чтобы расширить людям доступ к государственным услугам по принципу «одного окна». Напомню, к 2024 году 70% государственных услуг и для граждан, и для бизнеса должны оказываться в цифровой форме. Мы должны установить единые стандарты качества оказания услуг в электронном виде. Здесь надо учитывать решения, наработки регионов-лидеров, которые существуют, и мнения людей, насколько это удобно и нравится им», — отметил в конце мая в ходе заседания правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности премьер Дмитрий Медведев.
Сегодня в технологическом реформировании российской экономики есть два региона-лидера — это столица и Подмосковье. Именно в этих субъектах РФ наблюдается «уже практически полная цифровизация», подтверждает глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин.