Ставка главного командования
Материалы выпуска
Цифровой эффект Инновации Ставка главного командования Инструменты Власть шаговой доступности Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

Ставка главного командования

Московская область развивает первый в стране Центр управления регионом, одновременно рассчитывая интегрировать существующие наработки в федеральные цифровые платформы.
28 мая губернатор Московской области Андрей Воробьев (в центре) ознакомил главу правительства Дмитрия Медведева (справа) с работой Центра управления регионом (Фото: Пресс-служба)

Идея создать собственный Центр управления регионом (ЦУР) пришла руководству Подмосковья осенью 2017 года, после служебного турне по Азиатско-Тихоокеанскому региону — Японии, Южной Корее и Сингапуру. Помимо прочих цифровых технологий в Сеуле делегацию во главе с подмосковным губернатором Андреем Воробьевым познакомили с «Умным городом» — проектом, с помощью которого мэр южнокорейской столицы, не выходя из служебного кабинета, в режиме реального времени управляет десятимиллионным мегаполисом.

Сеульская система очень заинтересовала россиян. «Мы такую систему разрабатываем, в самое ближайшее время будем тестировать и запускать ее в Московской области», — сказал по итогам дальневосточной поездки подмосковный губернатор.

Впечатление от увиденного в Южной Корее действительно оказалось сильным: уже в конце 2018 года по указу главы государства в регионе был реализован пилотный для России проект центра.

Как это работает 

Основные задачи центра — сбор и анализ данных обо всех сферах жизнедеятельности региона и отработка сигналов о нарушениях, устранение сбоев и недоработок в функционировании любых областных служб, прогнозирование перспектив развития подмосковных муниципалитетов. По словам Андрея Воробьева, такой подход «позволяет оперативно реагировать на происходящие события, не допускать эксцессов и сбоев в работе муниципальных служб».

Центр подчинен напрямую главе области и функционирует в доме подмосковного правительства в Красногорске. «Концепцию центра объясняет фраза «Все знаем. Быстро решаем. Не допускаем» — это не слоган, а, скорее, главный алгоритм работы ЦУР. Первый этап («Все знаем»)  — выявление точек напряженности, сбор информации о проблемах и жалоб с мест, их анализ. Второй («Быстро решаем»)  — передача тревожных сигналов непосредственным исполнителям, установка срока решения вопроса в зависимости от его категории и контроль качества такого решения. Третий («Не допускаем»)  — выявление и по возможности искоренение истинных первопричин проблем и жалоб», — объясняет министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максим Рымар.

По статистике областных властей, ЦУР уже обработал около 3,5 млн проблем и сигналов.

«Раньше стандартная жалоба на плохую уборку улицы или двора, если она поступала непосредственно в министерство госуправления, информационных технологий и связи Московской области, до дворника с метлой и лопатой добиралась в среднем за восемь календарных дней, преодолев сразу несколько бюрократических ступеней. С появлением в регионе ЦУРа срок прохождения сигнала по данной тематике — от министерства через главное управление государственного административно-технического надзора МО до коммунальщиков на месте — снизился до одного—трех дней», — говорит Максим Рымар.

В идеале, утверждают в подмосковной администрации, от появления сообщения о проблеме до ее решения должно проходить не больше суток.

Кто у руля 

Центр работает круглосуточно. В штате — 122 специалиста из 30 ведомств, представляющих 11 профильных блоков: медицину, образование, социальную защиту, транспорт и состояние дорожной сети, ЖКХ, экологию, строительство, госуслуги и МФЦ, СМИ, безопасность, реализацию ключевых национальных проектов и вопросы организации торгов. Всего же в Подмосковье к настоящему моменту в цифровой форме предоставляется свыше ста различных услуг.

Информация в ЦУР поступает в том числе из отраслевых систем мониторинга, с горячих линий губернатора, порталов областных госуслуг и «Добродел», соцсетей и т.п. Первичные результаты обработки поступающих сигналов попадают на так называемую тепловую карту проблем центра — большой интерактивный монитор с картой области, где красным, желтым и зеленым цветами выделены районы в зависимости от числа принятых с мест обращений и их характера.

Одним из первых итогов работы ЦУРа областные власти называют регулирование процесса лекарственного обеспечения территорий. «Весной на основе данных, собранных в Центре управления регионом, был запущен алгоритм автоматизированного вычисления потребностей областных аптек лекарственными препаратами, что позволило сократить время на пополнение резервов по большинству наименований с одного месяца до трех дней», — продолжает Максим Рымар. Недавно доступ к базам данных ЦУРа получили муниципалитеты региона. Цель — их работа с областными властями должна быть окончательно выстроена на единой платформе.

«Я посмотрел, как работает Центр управления регионом. Это производит впечатление. Сюда в круглосуточном режиме стекается информация со всего Подмосковья практически по всем сферам жизни, самым актуальным для людей. Самое главное, что это позволяет в максимально короткие сроки решать самые разные проблемы», — сказал глава правительства РФ Дмитрий Медведев в ходе посещения ЦУРа 28 мая этого года.


«Умный» город Сеул

По данным ООН, столица Южной Кореи более десяти лет первенствует в исследованиях мировых городов — лидеров цифровизации. Реализация концепции «Умный Сеул» стартовала в 2011 году. В ее рамках происходит повсеместное распространение компьютерных технологий, главная цель которого — наладить как можно более тесное взаимодействие городских властей более чем с десятимиллионным населением мегаполиса. Сегодня это достигается в первую очередь при помощи 60 тыс. интеллектуальных видеокамер, собранных в единую систему цифрового наблюдения. Результаты видны на мониторах, установленных в кабинете мэра Сеула Пак Вонсуна. Они отображают текущую ситуацию на дорогах, аварии, пожары, уровень загрязнения воздуха. Новости и оперативные данные обновляются каждые десять минут. «Это позволяет оперативно решать многие проблемы», — констатирует градоначальник.

Источниками данных являются и простые горожане, причем независимо от уровня доходов. В Сеуле уже несколько лет действует программа бесплатной раздачи компьютерных устройств всем нуждающимся и семьям с невысоким уровнем доходов. Поэтому, по статистике городских властей, ежедневное число пользователей смартфонов в мегаполисе превышает 90%. Помимо системы интеллектуального видеонаблюдения в корейской столице сейчас используются, в частности, высокотехнологичные уличные фонари. Они способны не только освещать территорию, экономя электроэнергию, но и транслировать звуковую информацию, а также раздавать бесплатный Wi-Fi.