— Насколько российский страховой рынок отстал в использовании информационных технологий?
— К сожалению, в России пока слабо развита страховая культура как среди населения, так и в бизнесе. Поэтому и выбор страховых продуктов и программ значительно скромнее, чем в той же Швейцарии. У страховщиков не было стимула инвестировать значительные средства в цифровизацию, решались самые горячие проблемы, связанные, например, с бухгалтерским учетом, управлением отношениями с клиентами. А ядро страхового бизнеса — андеррайтинг, актуарные расчеты, инструменты для тарификации, анализа данных, — как правило, никто серьезно не автоматизировал. Но постепенно ситуация меняется, с ростом убыточности на первый план выходит эффективность. Тот, кто не будет инвестировать в технологическое развитие, будет проигрывать конкурентам и покидать рынок.
«Сиденис» разрабатывает ИТ-решения исключительно для страхования и перестрахования, что позволило нам накопить не только технологическую, но и бизнес-экспертизу. Многие годы мы сотрудничали с международными страховыми и перестраховочными компаниями, но мы рады, что наш опыт и знания становятся востребованными и в России тоже.
— Наличие у компании швейцарских корней помогает или мешает вести бизнес в нашей стране?
— Определенно помогает. В области страхования Швейцария — в числе мировых лидеров. Например, один из наших основных партнеров, компания Swiss Re, существует уже более 150 лет и на данный момент входит в топ крупнейших перестраховщиков. И мы гордимся, что являемся одним из официальных вендоров этой компании уже 20 лет, единственным на территории России. Сотрудничество с такими гигантами позволяет понимать тренды развития глобального страхового рынка.
— У вас несколько офисов, в том числе три в России. У них разные задачи?
— Нет, все офисы одинаково задействованы в реализации наших проектов. Конечно, цюрихский офис больше занимается поддержанием отношений с международными клиентами, в нем работают много выходцев из страхового бизнеса, а технологическая экспертиза в основном сконцентрирована в России, в трех центрах разработки — Санкт-Петербурге, Томске и Калининграде. Но практически работа ведется распределенными командами, в которых задействованы специалисты из всех наших офисов.
— Какие из актуальных методов организации рабочего процесса применяются в компании?
— Мы сторонники гибких методологий разработки программного обеспечения, в частности скрама. Наши команды кросс-функциональны, в их состав входят разработчики, тестировщики, дизайнеры, математики, бизнес-аналитики. Обязательно в команде участвуют представители заказчика. Метод скрама состоит в том, что процесс разработки разбивается на итерации длительностью по две-три недели, так называемые спринты. С каждым спринтом в приложение добавляется новая функциональность. Таким образом, заказчик получает именно тот продукт, который ему нужен, и в рамках установленного бюджета.
— В вашей компании много молодых сотрудников — это часть HR-стратегии?
— Это характерно для любой ИТ-компании. В наших российских офисах средний возраст — порядка 25–27 лет. У нас нет каких-то возрастных фильтров, главный критерий — квалификация, коммуникативные навыки, то, насколько человек разделяет наши ценности. Объективно молодые люди проще адаптируются в динамичном ИТ-бизнесе. Сотрудники — наш основной капитал, и мы очень много вкладываем в их развитие: обучаем иностранным языкам, поощряем изучение новых технологий, страхового бизнеса. Так как мы международная компания, для нас очень важно понимание особенностей межкультурных коммуникаций, это помогает избегать многих недоразумений в общении с иностранными коллегами.