Инновации , Весь мир ,  
0 

Бизнес в новой упаковке

Фото: Александр Гальперин/РИА Новости
Фото: Александр Гальперин/РИА Новости
Большая часть ежеминутно производимых 1,2 млн пластиковых бутылок становится мусором. Ведущие компании предлагают целый ряд инноваций для борьбы с мировой проблемой.

Пластиковые отходы в последние десятилетия стали основным компонентом свалок в мире. По данным Euromonitor International, к 2017 году ежеминутноф в мире продавался 1 млн, а производилось 1,2 млн пластиковых бутылок. К 2021 году, говорится в исследовании издания Guardian, в мире станут покупать еще на 20% больше напитков в пластиковой таре. По прогнозам Euromonitor International, в 2021 году будет выпущено 583 млрд бутылок.

Крупнейшие компании включают решения по минимизации отходов в свои стратегии устойчивого развития. «Некоторые наши предприятия уже работают полностью по безотходному принципу, другие на пути к этому. Мы также ставим перед собой задачу использовать переработанный пластик в упаковке нашей продукции», — говорит Сергей Быковских, президент Henkel в России и генеральный менеджер подразделения Henkel Beauty Care в России и СНГ.

Инициативы бизнеса коррелируют с госпрограммами ряда стран, предусматривающими комплекс мер — от прямых запретов на использование пластиковых пакетов и посуды до экономического стимулирования переработки пластика.

Российские власти, например, планируют, что к 2024 году в стране будут действовать 210 заводов по переработке отходов. Сейчас, по данным Минприроды РФ, в России работает около 80 заводов по переработке пластика, а их владельцы планируют как минимум удвоить загрузку предприятий в ближайшую пятилетку. При этом, поясняет исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев, в стране «нет проблем с мощностями, но есть проблема со сбором мусора». Пока часть сырья для заводов импортируется: по данным Федеральной таможенной службы, в 2018 году в РФ было ввезено пластиковых отходов на $20,3 млн. Директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов считает, что на территории страны достаточно своего пластика для переработки. «Опыт развитых стран говорит о том, что экономически самый выгодный путь — развитие инфраструктуры раздельного сбора мусора и переработка на собственной территории», — отмечает он.

Корпорации вошли в альянс

В январе 2019 года 27 крупных производителей основали международный Альянс по ликвидации пластиковых отходов (Alliance to End Plastic Waste). Члены организации поставили цель оптимизировать утилизацию пластика, свести к минимуму образование отходов и создать биоразлагаемую тару к 2025 году, инвестировав в эту работу $1,5 млрд в ближайшую пятилетку.

Инвестиции в технологии

Соучредитель альянса компания Henkel определила три ключевых направления устойчивого развития: использование материалов из «устойчивых» источников, разработка «умного» дизайна и переход на замкнутый цикл производства. Уже сейчас в косметической продукции компании, продуктах для стирки и ухода за домом не содержится пластиковых микрогранул, которые ранее использовались в отдельных видах продукции в качестве пилинговых или абразивных частиц.

Внедряется и «умный» дизайн: новая формула Persil позволила упаковывать это моющее средство в компактную бутылку и уменьшить расход пластика на 3,5 тыс. т в год. Причем вся эта тара изготавливается из переработанного сырья.

Бизнес в новой упаковке

К 2025 году в Henkel ставят цель довести до 35% долю переработанного пластика в таре для европейских товаров. Но уже по итогам 2018 года эта доля составила почти 10%.

В компании спроектировали программное обеспечение для оценки пригодности упаковки к переработке — EasyD4R. Такую оценку софт выдает на основе анализа состава и пропорций компонентов упаковки (включая материалы крышки, этикетки и цвет тары). Примечательно, что в компании решили открыть свободный доступ к EasyD4R на своем сайте. Еще одна новинка — черный краситель без углерода, перспективная совместная разработка с поставщиком суперконцентратов для окрашивания пластмасс Ampacet. Обычную черную пластиковую тару (с содержанием в упаковке технических углеродов) сложно перерабатывать из-за ее неверной идентификации оптическими сенсорами, применяемыми на предприятиях по утилизации отходов. Новый краситель, по словам представителя подразделения Henkel Laundry & Home Care Винеета Вармана, решает эту проблему и способствует «замыканию цикла переработки экологически безопасной пластиковой упаковки».

В России Henkel тоже ведет работу по внедрению части переработанного материла в ПЭТ-упаковку: совместно с локальными партнерами компания работает над такими решениями для продукции под брендами Shamtu, Fa, Schauma. А ПЭТ-упаковка линейки продуктов Syoss уже на 25% состоит из переработанного пластика. В 2018 году появились — в том числе и на российском рынке — таблетки для посудомоечных машин Somat в водорастворимой оболочке.

Бизнес в новой упаковке

«Стратегия устойчивого развития является частью ДНК компании. Должен сказать, что у этого направления в России большие перспективы — тема волнует и бизнес, и государство. У нас налажен контакт с властями тех регионов, где мы развиваем производство, мы видим их заинтересованность в этом вопросе и надеемся в скором времени использовать переработанный пластик в упаковке наших продуктов в России», — говорит президент Henkel в России Сергей Быковских.

На российских заводах компании внедряются программы управления отходами. Так, предприятию в Перми удалось снизить количество отходов на 90% за последние девять лет, став еще и первой компанией в стране по сбору и сдаче в переработку подложки от товарной этикетки. В компании Henkel полагают, что достигнуть целей Alliance to End Plastic Waste возможно лишь в случае сотрудничества всех сторон, начиная с поставщиков, торговых партнеров, потребителей, отраслевых организаций и заканчивая органами власти.

Решения Технологии спасательного круга
Скачать Содержание
Закрыть