Кейс 1: Теплицы на мерзлоте
В 2016 году в пригороде Якутска начала работать первая экспериментальная теплица площадью 1024 кв. м, предназначенная для круглогодичного выращивания овощей в условиях вечной мерзлоты. Основным инвестором выступил Алмазэргиэнбанк, часть средств вложила мэрия Якутска, японские партнеры — компания «Хоккайдо корпорейшн» — полностью поставили все тепличное оборудование. «При нашем климате строительство и эксплуатация стеклянных теплиц невозможны, поэтому мы используем специальное японское пленочное покрытие», — поясняет генеральный директор ООО «Саюри» Дмитрий Захаров. Японская пленка, разработанная в Университете Хоккайдо, позволяет выдерживать перепады температур от +100 до –100 градусов. Эксперимент признан успешным: в 2019 году была запущена теплица площадью уже 1,2 га. В ней пять блоков: один используется под зелень, по два — под огурцы и под томаты. «При строительстве второго этапа внесли изменения с учетом наших холодов: сделали двускатную крышу и совсем другую систему отопления, добавили лампы для досветки, используем углекислый газ от котельной для создания оптимального микроклимата», — рассказывает Дмитрий Захаров.
В текущем году компания планирует собрать 391 т овощей: 300 т огурцов, 60 т томатов, остальное — зелень, это около 3,5% потребности жителей Якутска. «В этом году мы расширили линейку по зелени: у нас уже не один вид салата, а четыре, плюс два вида базилика, руккола, укроп, петрушка, мята. На самоокупаемость проект должен выйти, когда площадь теплиц достигнет 2 га. 1,2 га у нас уже есть, сейчас строим четыре блока на 0,8 га. Это значит, что прибыль можно ждать уже в следующем году», — говорит руководитель компании.
Компания является резидентом ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы», а значит, пользуется режимом пятилетних налоговых каникул. «Основное — это налог на имущество. Плюс мы ощущаем большую поддержку со стороны управляющей компании: они решают все вопросы по технологическому присоединению газа, электричества и воды», — отмечает Дмитрий Захаров. При строительстве второго и третьего этапов компания решила использовать четыре газопоршневые установки мощностью 1 МВт каждая. В результате стоимость электричества должна составить чуть более 2 руб. за киловатт-час вместо прежних 6 руб.
«Опыт показал, что такие проекты в России возможны даже в условиях крайнего Севера. Японская сторона участвовала при строительстве второго этапа, на последнем Восточном экономическом форуме подписала соглашение на третий этап. Наш проект инновационный, таких теплиц в России нет. Хотелось бы масштабировать его на Дальнем Востоке», — заключает Дмитрий Захаров.
Кейс 2: Украшения с сакральным значением
В XVI—XVII веках якутские женщины могли носить на себе до 25 кг серебра, рассказывает генеральный директор ювелирного дома «Киэргэ» Александр Павлов. В советские времена эти традиции стали забывать, но в 1990-е годы ювелирный рынок начал возрождаться — компания «Киэргэ», созданная в 1993 год на базе ювелирного цеха ПКФ «Якутрембыттехника», была в этом деле одной их первых. «Вот, например, такой традиционный элемент, как копоушка — она была обязательной частью нагрудного украшения. По эскизу копоушки, переданной по наследству от прабабушки моей супруги, мы сделали уже стилизованную копоушку. Необходимо возрождать наши сакральные узоры в изделиях в современном стиле, сохраняя традиции предков», — рассказывает Александр Павлов.
Одна из последних коллекций — коллаборация с мастерами, занимающимися резьбой по бивню мамонта. Каждое изделие объединяет в себе все, чем богата якутская земля, — золото, алмазы, мамонтовую кость и хромдиопсиды — зеленые минералы и чароиты, которые добываются только в Якутии.
В ювелирном доме «Киэргэ» в Якутске клиенты могут приобрести готовые изделия, заказать индивидуальные украшения, отремонтировать старые, сделать лазерную и ручную гравировку. «Можно прийти к нам, сдать старые изделия и получить новые, оплатив только работу мастера. Это в три раза дешевле, чем покупать готовое», — рассказывает Александр Павлов.
Компания также активно участвует в выставках, в том числе в Китае, Гонконге, Саудовской Аравии, Латвии, Австралии, США, Канаде, Сербии, Греции, Франции, странах СНГ.
«Ювелирный дом «Киэргэ» развивает ювелирный туризм, пропагандируя Якутию в других странах. Наш дом является туристической зоной масштабного проекта туристического кластера «Северная мозаика», — говорит Александр Павлов. Главный барьер — длительная и дорогостоящая процедура таможенного оформления на вывоз продукции. «Еще даже не выехав за пределы России, мы оказываемся в проигрышном положении по сравнению с турецкими или итальянскими фирмами. Дают же экспортные льготы газовикам и нефтяникам, вот пусть и у ювелиров будет. У нас очень много идей по развитию ювелирной отрасли», — говорит Александр Павлов.
Кейс 3: Бизоны и туристы
Парк «Ленские столбы» был создан в 1995 году по указу первого президента республики Михаила Николаева. В 2012 году он был включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2015 году в этот список был добавлен еще один кластерный участок — Синские столбы. В 2018 году постановлением правительства РФ «Ленским столбам» был присвоен статус национального парка. Территория парка составляет 1,22 млн га, разделенных на пять зон — заповедную, особо охраняемую, рекреации, хозяйственную и традиционного природопользования, где проживают семь родовых общин. «Заповедная зона или земли особо охраняемых территорий и объектов составляют более 165 тыс. га — это непосредственно сами Ленские столбы, протяженность скалистого участка составляет более 40 км. А зона рекреации — это как раз место интенсивного экологического туризма», — рассказывает директор Национального парка Аркадий Семенов. В 2006 году в парк из Канады завезли 30 лесных бизонов, сейчас их поголовье уже превысило 200. «Эти бизоны — часть местной фауны, они существовали тут бок о бок с мамонтами, но вымерли, как и они. В этом и прошлом году на волю выпустили уже две партии бизонов, больше года они существуют самостоятельно, давая надежду на сохранение этого уникального вида на территории нашей страны», — говорит директор парка.
Разработанная стратегия развития национального парка предусматривает формирование трех туристических зон. В устье реки Буотама появится туристический кластер со всей соответствующей инфраструктурой, будет облагорожена экологическая тропа, по которой туристы поднимаются на сами Ленские столбы, а в районе Диринг-Юрях, где в начале 1980-х годов нашли стоянку древнего человека, будет создан центр науки, куда смогут приезжать школьники, студенты, ученые.
В последние три года появилась возможность посетить парк зимой, помимо традиционного летнего туризма. Несмотря на холода, желающих находится немало: сначала было 4–5 тыс. человек за сезон, сейчас около 11 тыс. Всего же в прошлом году парк посетило порядка 22 тыс. человек, а по итогам этого года ожидается 24 тыс., в том числе 2–3 тыс. иностранных туристов. «Стратегия парка предусматривает активное развитие международного туризма, но дело это сложное. Мы делаем что можем: объекты, которые мы собираемся построить, обойдутся в 1,2 млрд руб., 600 млн из них готов вложить частный инвестор. Но туризм — это же не только гостевой домик и ресторан, это вся инфраструктура, начиная с авиабилета и автодорог. Без государства не обойтись: как сделали нацпроекты по экологии, здравоохранению и образованию, нужно сделать такой же по туризму», — уверен Аркадий Семенов.
Кейс 4: Свой газ
Компания ООО «СПГ», занимающаяся производством сжиженного природного газа, была создана в 2014 году при активном участии гендиректора АО «АК «Железные дороги Якутии» Василия Шимохина и гендиректора ООО «Сахаметан» Александра Изместьева. Поначалу мощность предприятия не превышала 7 тыс. т в год, а единственным клиентом ее была строящаяся железная дорога. «Дорога идет через тайгу, нужно, чтобы работали семафоры, стрелки, на разъездах сидят дежурные — а у них нет электроэнергии! Там стояли дизельные генераторы, если вовремя не завезти топливо, можно замерзнуть. Я сказал: гарантирую, что за два-три года построю комплекс по производству сжиженного природного газа, а вы в это время подготовьте инфраструктуру потребления на ваших объектах — котельные переведите на газ, электростанцию газовую поставьте», — рассказывает Александр Изместьев. Сжиженный газ поставляется в специальных емкостях — криогенных танк-контейнерах при температуре минус 162 градуса, такие же емкости стоят на разъездах железной дороги. «Доставленный до разъездов газ используют для выработки электричества и тепловой энергии. Вот так мы газифицировали железную дорогу, это называется «виртуальная труба». Трубы как таковой нет, а газ подан на расстояние 1000 км. Мне газовики посчитали: чтобы такую трубу проложить, надо две или три промежуточных компрессорных станции поставить, через реки ее тянуть. Стоимость такого проекта — от 29 млрд до 37 млрд руб., ну и стройка лет на пять-семь. А мы в 2016 году уже начали давать первый газ», — говорит глава компании.
В ноябре нынешнего года в эксплуатацию будет введена вторая очередь завода, и мощность предприятия возрастет до 15 тыс. т в год — это нужно для гарантированных бесперебойных поставок для железной дороги.
Кроме того, в Минтранспорта республики было принято решение о пилотном переводе на газ водного транспорта — береговых судов, паромов и буксиров — уже к следующей навигации. «Наша задача — обеспечить суда топливом и их бункеровку. Будем стараться», — говорит Александр Изместьев.
Есть у компании и экспортные перспективы: в октябре будет осуществлена первая поставка якутского СПГ в Монголию, есть и планы по значительному расширению производства: до 500 тыс. т СПГ в год с запуском через 2,5–3 года. «С подготовкой проекта активно помогает наше Агентство по привлечению инвестиций Республики Саха (Якутия). Уже оформлен земельный участок, получены в газоснабжающей организации технические условия на отпуск газа для проектирования и последующего строительства среднетоннажного завода сжижения природного газа. С самого начала, когда мы только начали свой бизнес по газомоторному топливу, мы опирались на поддержку сначала администрации города, потом уже региона. Без понимания со стороны правительства было бы очень трудно побудить людей переходить на новый вид топлива», — подчеркивает Александр Изместьев.