К 2025 году компетенции предпринимателя будут нужны каждому третьему человеку, говорится в исследовании международной Global Education Futures. По мнению авторов, в мире набирает обороты самозанятость, а компании будут заметно расширять зоны ответственности сотрудников. Способствует развитию предпринимательства и смена поколений, полагает старший консультант группы по управлению персоналом и организационными изменениями «Делойт, СНГ» Елизавета Муравьева. В России, в частности, считает она, вступление в экономически активную жизнь нового поколения сглаживает характерный для россиян дух коллективизма.
Действительно, среди тех, кто относится к бизнесу хорошо (90% — к малому и 67% — к крупному), по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство — 18–24-летние (88%). Это так называемые миллениалы, или поколение Y, которые выросли в эпоху цифровой революции. Социологи говорят, что они более склонны к предпринимательству. Как и поколение Z, которое, несмотря на то что слишком молодо, чтобы отвечать на вопросы социологов, уже зарабатывает в YouTube больше, чем их родители на «обычной» работе.
Особые приметы
Предприниматели есть в каждом из поколений, говорят эксперты. И «иксы», и «игреки», и «зеты» готовы рисковать, но мотивация у них разная.
Для «иксов» и в России, и за ее пределами главное — самореализация и самоутверждение, они амбициозны, поэтому хотят создавать большие проекты. Для этого поколения характерно восприятие себя в центре мира, очень важны карьера и успешность, сходятся во мнении исследователи и эксперты.
В российском бизнесе большая часть известных бизнесменов именно из поколения Х, говорит ректор «Технограда» на ВДНХ, профессор «Сколтеха» Максим Киселев. А в «Сколково» много именно небольших стартапов, фаундеры которых — миллениалы, отмечает он.
У миллениалов другой главный императив: они менее амбициозны, и главный двигатель выбора собственного бизнеса — желание и интерес. Они не менее склонны к предпринимательству, но если «иксам» по душе глобальный, масштабируемый бизнес, то миллениалы не против самозанятости, малого бизнеса, фриланса, когда нужно что-то делать для себя самого, но не обязательно вырастать в мирового гиганта.
При этом предпринимательские навыки в большей степени характерны для нового поколения работников, уверена Елизавета Муравьева. Для миллениалов и поколения Z гибкая рабочая среда, нефиксированный график являются одними из ключевых факторов при выборе работодателя. Такие сотрудники предпочитают совмещать работу в большой компании с возможностью заниматься своим делом, зачастую в цифровой сфере, отмечает она.
Причем российские «зеты» более амбициозны, чем в остальном мире, говорится в «Глобальном исследовании миллениалов в 2019 году» (Deloitte): 41% хотят начать собственный бизнес и три четверти (76%) уверены в своих способностях и возможностях.
При этом у самой «продвинутой» части молодежи в России, поколения «цифровых аборигенов», преобладают зарубежные ролевые модели. Примерами для подражания для них являются Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Илон Маск, говорится в совместном исследовании The Boston Consulting Group (BCG) и Сбербанка «Россия 2025: от кадров к талантам». Талантливые молодые люди зачастую рассматривают варианты отъезда из России. При низком уровне востребованности могли бы уезжать гораздо больше; в исследовании BCG и Сбербанка приводят слова директора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилла Варламова: «У нас довольно оседлая культура, и это нас во многом спасает».
Остановить бегство
Понять, как остановить отток предприимчивой молодежи, пожалуй, можно на опыте стран с высокой бизнес-культурой. Больше всего предпринимательского духа в американцах: по данным BusinessViews, каждый месяц в стране запускается 543 тыс. стартапов, а 60% американцев считают, что США — удобная для бизнеса страна. По данным американской Gallup, почти восемь из десяти учеников в 5–12-х классах говорят, что хотят быть своим собственным боссом. 72% школьников и 64% студентов стремятся начать собственный бизнес (исследование американской Millennial Branding).
Есть несколько факторов успеха. Один из них — создание атмосферы, способствующей предпринимательской деятельности в университетах. Например, в курсовые работы по информатике часто входит разработка маркетинговых и бизнес-планов для продуктов или приложений, созданных студентами, рассказала директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК Екатерина Петрова. Кроме того, в Калифорнии, например, у студентов больше возможностей поработать или пройти стажировку в успешных компаниях, которые до недавнего времени считались начинающими стартапами, отмечает она.
Важно закладывать основы предпринимательского мышления со школы, считает советник директора ФРИИ Дарья Харченко: «Необходимо формировать представление о том, что ошибки — это нормально и на них действительно учатся. Это важный момент в восприятии успеха: у нас принято считать, что ошибки в бизнесе всегда носят характер фатальности». Успех же — это скорее умение двигаться, несмотря ни на что, и достигать своих целей вне зависимости от того, сколько ошибок ты совершил, считает она. Кроме того, для развития предпринимательских навыков необходима инфраструктура: инкубаторы и акселераторы, где проводятся воркшопы, хакатоны и где можно встретить начинающих предпринимателей и поучиться у уже успешных стартапов.
Чтобы предпринимателями становились даже те, кто к этому склонен в меньшей степени, необходимы благоприятная правовая среда и твердая уверенность в том, что предпринимательство — такой же уважаемый социальный институт, как и все остальные, говорит Максим Киселев.
Не стоит забывать и о том, что самыми успешными основателями ИТ-компаний становятся предприниматели старше 40 лет, и в целом средний возраст основателей составляет 40–45 лет, ссылается на статистику американской Школы менеджмента Kellog Екатерина Петрова. А в наукоемких отраслях — биотехнологии, нефть и газ — этот возраст даже выше, так как многие решения основаны на опыте конкретного человека или группы на протяжении одного или двух десятилетий.