Государство на протяжении последних десяти лет поощряет предпринимательство. Принятый в прошлом году нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» ставит новые амбициозные цели — вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны до конца 2024 года должен вырасти с 22,3 до 32,5%, а число занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, — до 25 млн.
Сегодня, по данным Минэкономразвития РФ, общая численность занятых в секторе МСП — 19,1 млн человек. За первое полугодие 2019-го число субъектов МСП выросло на 3,1%. Наступило время стабилизации, считает член генерального совета «Деловой России» Алексей Порошин: «В дальнейшем можно ожидать постепенное увеличение числа субъектов МСП». Однако для этого необходимо создать условия, говорит он, в том числе психологические: формировать позитивное восприятие своего дела.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за последние два года доля желающих открыть свой бизнес выросла лишь на 2%, до 25% всех участников опроса. При этом престиж профессии «предприниматель» в обществе достаточно высокий, больше половины респондентов рассматривают ее в качестве желательной для своих детей, 90% в целом положительно относятся к малому и среднему бизнесу.
Реальная предприимчивость
Вместе с тем, по данным исследования «Развитие малого и среднего бизнеса в России», проведенного в 2019 году Сбербанком, уровень предпринимательской активности в стране остается ниже среднемирового. Собственный бизнес активно ведет порядка 2,9% населения. Количество активных компаний МСП в России, по подсчетам аналитиков Сбербанка, составляет 27,6 единицы на 1000 человек трудоспособного населения, тогда как в среднем по миру этот показатель находится на уровне 32,18.
Выше среднемирового значения плотность проникновения МСП достигает только в 11 регионах РФ, в том числе в Санкт-Петербурге (39,1 на 1000 человек), Москве и Московской области (37,4), а также в Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Тюменской областях и отдельных регионах с низкой плотностью населения в целом.
В экономически развитых регионах с высокой плотностью населения достаточно много рыночных ниш для развития бизнеса, говорит Алексей Порошин. Кроме того, наличие на территории региона крупных предприятий, особенно в отраслях, связанных с тяжелым машиностроением, является центром притяжения для производственных МСП.
Центры «Мой бизнес», созданные в рамках нацпроекта, предоставляют бесплатные консультационные услуги по кредитованию, налогообложению, бухучету, юридическим аспектам.
Кластеры для «маленьких»
Формированию рынков сбыта для МСП в регионах способствует развитие промышленных кластеров, отмечают в Минпромторге: «Производственная кооперация внутри промышленного кластера, а также перспективные проекты развития и запуска производства компонентов, необходимых для замещения импортных поставок или не имеющих зарубежных аналогов, фактически являются свободными инвестиционными нишами для малых и средних производственных компаний».
«Создание кластеров с четкой системой управления производственными цепочками облегчает взаимодействие между всеми участниками производственного процесса», — говорит Алексей Порошин. Примерами интеграции МСП в производственные цепочки крупных предприятий, по его словам, являются кластер производителей нефтегазового и химического оборудования в Воронежской области, промкластер медицинского инструмента и медицинской техники в Республике Татарстан, станкостроения в Липецкой области и многие другие, а также система промышленной кооперации в Вологодской области, где основным заказчиком продукции выступает металлургический гигант «Северсталь».
В стране действуют 72 промышленных кластера в 35 регионах с 1850 промпредприятиями. Средний уровень производственной кооперации (уровень взаимных поставок друг другу) между резидентами достигает 20%. Лидируют по числу кластеров Татарстан (девять) и Пермский край (четыре). В целях развития производственной кооперации между субъектами малого и среднего производственного бизнеса, в частности, Минпромторгом с 2016 года поддержаны 11 совместных проектов участников промкластеров на общую сумму 2,1 млрд руб., сообщает пресс-служба ведомства.
Реакция на импортозамещение
Экономический кризис на фоне санкций показал, насколько малые и средние предприятия чувствительны к изменениям и эластичны в части перенастройки своей деятельности под освобождающиеся рыночные ниши, говорит Алексей Порошин.
В результате санкций и девальвации рубля в отдельных отраслях промышленности образовался неудовлетворенный спрос, который с разным темпом в зависимости от отрасли стали наполнять предприятия малого и среднего бизнеса.
На этом фоне кстати пришлись государственные меры финансовой поддержки, говорит основатель проекта «Русский пармезан» Олег Сирота: «Сегодня в аграрном секторе кредиты дают под 3–5%. Кроме того, мы активно пользуемся услугами гарантийных фондов, когда не хватает залога для получения кредита».
Растет спрос на льготные займы, отмечают в Минэкономразвития: «В льготную «Программу 8,5» вошли 90 банков. Заключены 6255 кредитных договоров на сумму 289,3 млрд руб., выдано кредитов на 191,1 млрд руб.». По данным ведомства, за последний год был упрощен доступ МСП к льготному кредитованию по «Программе 8,5» — размер минимального кредита снижен с 3 млн до 500 тыс. руб., с 100 млн до 500 млн руб. повышен максимальный размер кредита на пополнение оборотных средств.
«Если взглянуть на сферу производства пищевой продукции, то мы видим, как быстро предприятия наполнили полки магазинов отечественной продукцией, которая не уступает по своим потребительским свойствам импортной», — говорит Алексей Порошин. В наукоемких отраслях и производстве технически сложной продукции дело обстоит сложнее, однако отечественные образцы появляются и среди станков, машин коммунальной и строительной техники. На выставке «Импортозамещение-2018», например, было представлено порядка 25 предприятий, выпускающих программное обеспечение, большинство из них — субъекты МСП. Отдельные регионы представили стенды с продукцией не менее чем 20 предприятий субъектов МСП, выпускающих в том числе высокотехнологичную продукцию.
«Мы не только замещаем импортные сыры, но и работаем на российском оборудовании, у нас в цеху 95% оборудования — отечественного производства», — отмечает Олег Сирота. И такая картина, по его словам, у большинства предприятий в отрасли.
Ограничение ввоза иностранной продукции и низкий курс рубля способствовали развитию не только фермерских хозяйств, но и небольшого производственного бизнеса, говорит сыровар: «Один из наших поставщиков делал самогонные аппараты, а с началом программы импортозамещения занялся производством оборудования для сыроварения. Он уже вышел на производство 400 комплектов оборудования в год и даже экспортирует свою продукцию».
Таких примеров сегодня достаточно много, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин: «Большая часть в том числе садово-огородного инвентаря уже производится в стране».
МСП на экспорт
Увеличение доли небольших экспортеров — еще одна цель нацпроекта: доля МСП в общем объеме несырьевого экспорта должна вырасти с 8,6 (2018 год) до 10%. По данным Минэкономразвития, в 2018 году объем несырьевого экспорта достиг $235 млрд. При этом вклад сектора МСП составил около 9% ($21,3 млрд).
По словам Алексея Порошина, желание компаний МСП поставлять продукцию за рубеж сдерживают в том числе незнание рынков сбыта, отсутствие знаний и навыков при работе с иностранными потребителями, сложные процедуры оформления разрешительных документов для продвижения товара на тот или иной рынок (сертификаты, разрешения и т.д.).
«Нужно помочь субъектам МСП понять рынок, логистику, разобраться в правовых аспектах международной торговли, оказать поддержку в получении необходимых сертификатов», — отмечает он. Это могут сделать центры поддержки экспорта во всех субъектах РФ, создание которых предусмотрено нацпроектом.
В настоящий момент подобные центры открыты в 79 регионах, и их работа оправдывает себя, говорит старший вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Алексей Кожевников. По результатам первого полугодия 2019 года центры поддержки экспорта оказали услуги 6509 субъектам МСП. Порядка 900 компаний МСП заключили экспортные контракты, объем поддержанного экспорта составил более $1 млрд.
Увеличение финансирования программы до 3,5 млрд руб. в 2019 году позволило расширить услуги центров, в том числе акселерацию субъектов МСП по выходу на внешние рынки.
Центры поддержки экспорта проводят акселерацию как на базе собственной инфраструктуры, так и участвуя в партнерских программах РЭЦ (Школа экспорта, МШУ «Сколково», PwC). Одним из современных инструментов поддержки является, например, содействие в размещении субъекта МСП на международных электронных торговых площадках. Обучение внешней торговле предусмотрено и в центрах «Мой бизнес».
По данным Федеральной таможенной службы России и Росстата, количество субъектов МСП, осуществляющих экспортную деятельность, в 2018 году составило 45 311 единиц. К 2024 году Минэкономразвития России прогнозирует увеличение этой цифры почти в два раза, до 89 тыс. компаний.