Культурная лотерея
Материалы выпуска
Ручные продажи Инструменты «Наша задача — сформировать новый вид досуга» Компетенция Культурная лотерея Рынок
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Культурная лотерея

Несмотря на то, что лотереи в России стали государственными и доверие к ним повысилось, охват аудитории все еще далек от максимального. Привлечь клиентов помогут цифровые технологии и новая культура потребления.
Фото: Пресс-служба

Возможности для роста

В прошлом году объем мирового лотерейного рынка составил $302,3 млрд и, по данным исследования Market Insights Reports, к 2025 году вырастет до $379,7 млрд. Среднегодовой темп роста (CAGR) за этот период составит около 3%. Более динамично, на 8% в год, растет сегмент онлайн-лотерей — его объем к 2023 году превысит $10 млрд. Основные лидеры на лотерейном рынке: США, страны Азии — Китай, Индия, Гонконг, Сингапур, Япония, а также европейские страны, на долю которых приходится более половины всего объема.

Россия по сравнению со странами-лидерами все еще занимает скромное 37-е место между Мексикой и Панамой. Это связано в первую очередь с отсутствием культуры потребления и недоверием, сложившимся к этому виду развлечения в 1990-е годы, когда призовые выплаты никто не гарантировал. Тем не менее лотерейный бизнес в России существует и успешно развивается.

Лотерейный сегмент начал расти в стране начиная с 2014 года, когда был принят федеральный закон «О лотереях» и государство взяло на себя обязательство гарантировать их честность и прозрачность. Организаторами лотерей теперь являются Министерство финансов РФ и Министерство спорта РФ. Законодательно регламентированы правила проведения лотерей и сроки выплаты выигрышей: обратиться за выигрышем участник может в течение полугода с момента проведения тиража. При уважительной причине срок обращения продлевается еще на три года.

Благодаря принятым мерам начиная с 2014 года видна положительная динамика и по охвату аудитории, и по объему выручки. По данным распространителя государственных лотерей компании «Столото», общая выручка от продажи лотерей в нашей стране по итогам 2018 года составила 47,7 млрд руб., а в первом полугодии текущего года — 32,1 млрд руб., что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По прогнозам, всего в 2019 году рост должен быть на уровне 22%. Эта динамика существенно опережает мировые показатели.

Специалисты говорят, что россияне сегодня заново знакомятся с этим видом развлечения. По данным исследования «ГфК-Русь», которое проводилось среди совершеннолетнего населения РФ, количество участников лотерей в России в 2018 году составило 27% (учитывались все, кто купил хотя бы один билет за 12 месяцев). И это очень высокие показатели. Для сравнения: в 2017 году лотерейные билеты приобретали только 17% граждан, а в 2014-м — лишь 4%. Несмотря на эту динамику, показатели охвата аудитории пока отстают от европейских. Так, в Испании в лотереях участвуют до 75% жителей, в Финляндии и Великобритании — до 70%, в США — 57%. За удовольствие испытать судьбу мы также платим меньше. Средние затраты россиянина на покупку лотерейных билетов составляют 334 руб. в год, тогда как в США эта цифра выше в десятки раз и составляет около $200 (порядка 12 500 руб.).

Социальная составляющая

Росту уровня вовлеченности населения способствует изначальная цель проведения любых лотерей — сбор средств на социально значимые проекты. В Советском Союзе средства от проведения лотерей были направлены, в том числе, на проведение Олимпиады-80. И сегодня в России придерживаются этого направления: все лотереи проводятся в поддержку развития физической культуры и спорта. На эти цели за время существования «Столото», по словам операционного директора компании Варвары Басанович, в бюджет уже перечислено более 12,5 млрд руб. И по мере роста продаж лотерей целевые отчисления в федеральный бюджет пропорционально увеличиваются. «Столото» на протяжении многих лет поддерживает спортивные федерации, а также помогает ряду благотворительных фондов. Компания выступала партнером зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, Чемпионата мира по плаванию, Универсиады в Казани, спонсировала сборную по бобслею, ассоциации бокса, регби, мини-футбола России, Российский футбольный союз. Помимо профессионального спорта «Столото» уже много лет участвует в различных социальных и благотворительных проектах. В частности, компания является генеральным партнером «Игр победителей» — спортивных соревнований для детей, перенесших онкологические заболевания.

Всероссийские государственные лотереи в полной мере соответствуют западному опыту. По данным Европейской лотерейной ассоциации (ELA), в странах ЕС лотерейные компании оказывают существенную поддержку сфере исторического и культурного наследия. Кроме того, доходы от лотерейных фондов часто идут на поддержку научных исследований, социальные и благотворительные цели. Собственно, это и является фундаментальным отличием лотерей, которые организуются и поддерживаются на государственном уровне, от игрового бизнеса.

Например, в столице Чехии Праге на собранные от лотереи Sazka средства построен одноименный стадион. В США на лотерейные доходы, в том числе, строились церкви, колледжи, библиотеки и университеты, включая Гарвардский, Йельский и Принстонский.

В Испании лотерея ONCE проводится Всеиспанским обществом слепых, причем слабовидящие люди вовлечены и в организационный процесс — например, в точках продаж. Им даже разрешено распространять билеты в заведениях общественного питания. Собранные средства идут на создание рабочих мест для людей, имеющих проблемы со зрением, их профессиональную переподготовку и поддержку инициируемых ими проектов.

В Великобритании традиция национальных лотерей насчитывает уже несколько веков, и достаточно быстро их стали устраивать в преддверии больших и затратных государственных проектов, чтобы таким образом вовлекать население в участие. В частности, за счет вырученных от лотереи средств строился Британский музей, ряд мостов и водопроводов, другие инфраструктурные объекты. Сегодня около трети выручки от продаж Национальной лотереи, которая была основана премьер-министром Джоном Мейджором в 1994 году, идет на благотворительные нужды.

Технологический ресурс

Быстрый рост лотерейного рынка России стимулируют также цифровизация и выстраивание эффективной ИТ-инфраструктуры. В этой сфере есть своя сезонность, пики продаж и региональные приоритеты, «умный» анализ которых с помощью цифровых технологий (например, в области облачных решений и машинного обучения) помогает существенно повысить производительность. По данным «Столото», продажи лотерейных билетов увеличились в разы после того, как специалисты компании автоматизировали их учет, отказались от ручного ввода данных, ускорили различные сопутствующие процессы, а также обеспечили технологическую платформу для взаимодействия с растущим количеством партнеров.

Без современных ИТ-решений невозможно было бы проведение более 860 тыс. тиражей лотерей. Всего за прошлые годы рассчитано почти 3.5 млрд лотерейных комбинаций — это огромные объемы. При этом система хорошо справляется как с ежедневными, так и с пиковыми нагрузками: быстродействие обработки данных в «Столото» не уступает по скорости анализу информации в топовых банках. К примеру, только в юбилейном тираже, приуроченном к 25-летию «Русского лото», участвовало более 15 млн билетов, из которых более 10 млн стали выигрышными. Каждый нужно было завести в систему, корректно рассчитать, уведомить пользователя, зачислить выигрыш.

Возможности ИТ-инфраструктуры применяются и в e-commerce. В соответствии с глобальным трендом в структуре продаж растет доля онлайн-составляющей. Так, 46% выручки «Столото», по данным компании, получает от электронной коммерции. Число пользователей онлайн-платформ «Столото» в первом полугодии 2019-го увеличилось на 14,7% в сравнении с тем же периодом прошлого года.

«Современная лотерейная компания — это ИТ-компания с колоссальным количеством операций в секунду. Мы используем много собственных уникальных разработок и в целом по уровню диджитализации уже опережаем Европу. Мы хотим дать новую жизнь лотереям в России, сделать из классического продукта более современный, не потеряв при этом саму суть лотереи. Потенциал для этого есть — 66,7% совершеннолетнего населения рассматривают для себя возможность участия в лотереях», — говорит Варвара Басанович.

Факты об участии в лотереях

  • 81% участников лотерей выигрывал хотя бы один раз
  • 25 новых лотерейных миллионеров появляется каждую неделю
  •  > 350 000 билетов выигрывают ежедневно

Источник: World Lottery Association, 2018