«Наша задача — сформировать новый вид досуга»
Материалы выпуска
Ручные продажи Инструменты «Наша задача — сформировать новый вид досуга» Компетенция Культурная лотерея Рынок
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

«Наша задача — сформировать новый вид досуга»

Как устроен лотерейный бизнес в России, РБК+ рассказала операционный директор «Столото» Варвара Басанович.
Фото: Пресс-служба

— С какими проблемами сегодня сталкивается лотерейный бизнес? Каково отношение россиян к лотереям?

— Наша аудитория — те, кто постоянно участвует, — неуклонно растет. За последний год в лотереях участвовали 27% совершеннолетнего населения страны. Но есть люди, у которых было подорвано доверие к лотереям в 1990-е годы, когда процесс розыгрыша не был прозрачным и выплаты выигрышей не гарантировались. Таких людей, по данным за последний год, не больше 6%. Остальные — это неопределившиеся. У них пока не сложилось никакого мнения о лотереях. И это наша зона роста. Наша задача не только рассказать, что розыгрыши проводятся честно и прозрачно, но и показать, что лотереи могут быть интересным времяпрепровождением. Нам нужно предложить им удобный сервис, дать им попробовать разные форматы участия и возможность выбора. Наконец, предоставить инфраструктуру для получения выигрышей. В этом мы видим залог нашего дальнейшего развития.

— Вы хотите сказать, что в России лотерейная культура еще не сложилась?

— Смотрите, еще несколько лет назад для жителя мегаполиса зайти в кофейню не было привычной традицией. А сегодня мы все чаще встречаемся за чашкой кофе где-нибудь вне дома. Не было бургерных, но все вдруг стали есть бургеры. Наша задача такая же: создать новую лотерейную культуру. В лотерее можно испытать эмоцию, потратив небольшую сумму, и, вполне вероятно, что-то выиграть. Лотерея — не азартная игра, это в первую очередь времяпрепровождение.

— В чем проблема восприятия лотерей в России?

— Все хотят выигрывать не меньше миллиона. Если человек купил билет за 100 руб. и выиграл 100 руб., он думает, что проиграл. Часто люди, покупая билет, мечтают о какой-то другой жизни, в которой не надо работать, а можно только тратить деньги. Наше видение: зарабатывать нужно самим, а к участию в лотереях относиться как к приятному досугу. Не нужно расстраиваться проигрышу, они случаются у каждого, ведь все не могут выигрывать в лотерее априори. Чтобы как можно больше людей почувствовали себя победителями даже в самых маленьких категориях в 100–200 руб., мы часто готовим тиражные предложения, где выигрывает каждый второй билет или даже два из трех.

Вообще, лотереи — это социальная история. На самом деле выигрывают от лотереи все, даже те, кто не получает денежного приза. И многие наши клиенты это понимают, это для них дополнительная причина для участия.

— Расскажите о социальной роли лотерей.

— В нашей стране средства от лотерей идут на поддержку физкультуры и спорта. На сегодня в госбюджет перечислено уже более 12,5 млрд руб., и каждый год по мере развития лотерейного рынка эти отчисления растут. То есть чем больше будет куплено лотерейных билетов, тем больше денег страна получит на развитие спортивной инфраструктуры, поддержку детско-юношеских секций и т.д. Кроме того, бюджет пополняется за счет НДФЛ в размере 13% от выигрыша. Также в бюджет поступают все невостребованные выигрыши, по которым истек срок исковой давности.

— Кто контролирует эти отчисления?

— Отчисления контролирует ФНС России. Организаторами являются Минфин и Минспорт. Все наши процессы построены так, чтобы все было максимально прозрачно. Но наша ключевая задача — показать прозрачность процессов всем участникам. У нас ведется трансляция из лотерейного центра, вы можете посмотреть, как разыгрывается каждый тираж числовых лотерей с многомиллионными призами. Также есть передача на телеканале НТВ, где каждое воскресенье идет трансляция розыгрышей пяти телелотерей: «Русского лото», «Жилищной лотереи», «6 из 36», «Золотой подковы» и «Бинго-75». Все программы снимаются в присутствии тиражной комиссии, по итогам розыгрыша составляется и подписывается протокол с результатами. Все максимально открыто и прозрачно.

— Но как убедиться, что розыгрыши проводятся честно?

— Для этого нужно просто понаблюдать, как происходит розыгрыш. Посмотрите «Русское лото». Ведущий Михаил Борисов уже 25 лет вытаскивает бочонки из мешка. У его рубашек заужены манжеты, а в жилетках зашиты карманы, чтобы ни у кого не возникло подозрений, что бочонки можно спрятать или вынуть из рукава. Розыгрыш, кстати, проходит за прозрачной стойкой. Камера специально снимает весь процесс очень близко — как бочонки перемешиваются и кладутся в мешок. Прикасаться к мешку и бочонкам могут только ведущие, приглашенный гость и служба безопасности. До и после съемок мешок с бочонками хранится в сейфе.

Для других лотерей у нас используются лототроны — это оборудование, которое с помощью шариков определяет выигрышную комбинацию. Действует лототрон предельно просто: компрессоры нагоняют в сферу потоки воздуха, и шары хаотично перемешиваются. В определенное время розыгрыша на центральной трубке запускается подсос. Шар, который оказался ближе всего к этой «ловушке», засасывается и поднимается вверх. Ничего подстроить нельзя. Вес всех шариков одинаков, скорость вращения — тоже. В этом может убедиться любой желающий. Достаточно посетить первый в мире лотерейный центр «Столото» на Волгоградском проспекте в Москве. Именно там проходят розыгрыши. Вход свободный. Лототроны и процесс формирования комбинаций каждого тиража наглядно видны. Более того, розыгрыши в прямом эфире транслируются в интернет и доступны для просмотра в любой точке мира.

В быстрых лотереях для определения выигрышной комбинации используется генератор случайных чисел. Он формирует непрерывный поток случайных шумов, которые преобразуются в числа. В заданный момент времени из потока выхватываются текущие значения, которые и являются выигрышной лотерейной комбинацией. Таким образом достигается случайность комбинации.

Все наше оборудование сертифицировано, к нему имеют доступ только люди со специальным допуском. Никто не может повлиять на результаты.

— Каков портрет вашего клиента?

— Ядро нашей аудитории — достаточно взрослые люди. Средний возраст — 43 года. Соотношение женщин и мужчин примерно одинаковое — 56 против 44% соответственно. Однако в последнее время мы видим интерес более молодой аудитории. Среди наших крупных победителей есть и студенты. Любопытно, что молодые люди ответственно подходят к крупным выигрышам и предпочитают тратить их на образование или покупку недвижимости.

— Какова ваша продуктовая линейка? Расскажите о наиболее интересных лотереях.

— Лотереи делятся на тиражные и бестиражные (моментальные). К тиражным относятся бинго-лотереи — с трансляцией розыгрышей по ТВ. Это, к примеру, любимые многими «Русское лото» и «Жилищная лотерея». К тиражным относятся и числовые лотереи с многомиллионными призами: самые популярные среди них — «Гослото «7 из 49» и «Гослото «4 из 20». Также есть быстрые лотереи, такие как «Рапидо» и «Рапидо 2.0», тиражи которых проводятся каждые 15 минут. В моментальных лотереях мы часто делаем ставку на классный дизайн. Например, мы сделали тираж к 50-летию «Союзмультфильма» с любимыми персонажами — Винни-Пухом, Пятачком, Волком. Эти билеты можно приобретать в подарок. Представьте, вы тратите на подарок 50 руб., а его получатель может выиграть до 3 млн руб.!

— В чем принципиальное отличие ваших разных продуктов?

— Разные лотереи подразумевают разные виды досуга. Например, билеты телелотерей покупают, чтобы приятно провести время в кругу семьи, зачеркивая в билете числа, которые называет ведущий. Победители телелотерей нам часто рассказывают, что лотерея стала семейной традицией. Многие считают лотерейный билет прекрасным подарком на день рождения или другой праздник. И тут хочется отметить, что участие в телелотереях — это не только ожидание розыгрыша. Билеты продаются предзаполненными, то есть с заранее сформированной случайным образом комбинацией. Поэтому сам процесс выбора билета представляет определенное удовольствие и развлечение, в этом есть свой драйв. Кто-то водит руками над пачкой и ждет, какой билет отзовется, кто-то ходит за билетом к своему счастливому продавцу, кто-то, выбирая комбинацию, доверяет своей интуиции или руководствуется нумерологией.

В числовых лотереях, кстати, участникам тоже нравится сам поиск счастливой комбинации. Только здесь, в отличие от лотерей, розыгрыши тиражей которых показывают по ТВ, билеты продаются с пустым полем, которое нужно заполнить самостоятельно. Участник формирует комбинацию сам: отмечает даты рождения близких, числа из сна, цифры из того, что тебя окружает прямо сейчас — время на часах или номер проезжающего автобуса, в конце концов, просто свои любимые числа. Также у нас есть функция — автоматический выбор комбинации. Это идеально подходит для тех, кто полагается на судьбу.

Что касается быстрых и моментальных лотерей, то они нравятся участникам, которые не привыкли долго ждать и хотят как можно раньше узнать результат.

— Какова вероятность выигрыша?

— Безусловно, есть теория вероятности, те или иные комбинации подчиняются законам математики. Но все-таки лотерея — дело удачи. Невозможно предугадать, кто и когда станет победителем. В среднем миллионерами становятся 25 человек в неделю. Бывает, что какое-то время суперприз копится и никто его не выигрывает. По российскому законодательству, если в течение года нет победителя в категории «суперприз», мы обязаны распределить накопленную сумму среди всех победителей тиража. Такие тиражи называются распределительными. Кроме того, мы периодически проводим частичный розыгрыш суперприза, чтобы увеличить количество выигрышных билетов и (или) сумму выигрыша. Например, в праздничном тираже «Русского лото», приуроченном к 25-летию лотереи, был распределен 1 млрд руб. Из 15 млн приобретенных билетов выигрышными стали более 10 млн.

— Какие специальные предложения вы подготовили к Новому году?

— В январе во время розыгрыша новогоднего тиража «Русского лото» мы гарантированно разыграем миллиард, который с большой вероятностью окажется в одних руках! Тогда, возможно, в России появится первый лотерейный миллиардер. Мы этого очень ждем и даже приготовили специальный трон для победителя. Кстати, в прошлом году был похожий розыгрыш. Но тогда эту сумму разделили два победителя, точнее, две семейные пары — из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Петербуржцам потребовалось для этого купить десять билетов, а екатеринбуржцам — всего один! Каждая семья выиграла по 500 млн руб.

— Это рекордсмены государственных лотерей?

— Нет, самый крупный наш победитель — Наталья Власова из Воронежа. Она даже не сразу поняла, что выиграла 506 млн руб., билет купила просто так, не особо веря в победу.

— Вы следите за судьбой победителей таких крупных выигрышей? Как они живут?

— У нас есть проект «Жизнь после выигрыша», в рамках которого мы показываем, как меняются судьбы наших победителей. Обычно люди грамотно распоряжаются выигрышем: вкладывают деньги в улучшение жилищных условий, образование детей, реализацию профессиональных планов, благотворительность.

— Не боятся рассказывать о себе?

— Этот вопрос я слышу очень часто. Тут нечего бояться. Более 90% всех крупных победителей дают согласие на публикацию данных о себе. Люди, выигравшие большие суммы, становятся, безусловно, гораздо популярнее. Но ничего страшного с ними не происходит — их фотографируют, просят автографы, ничего больше. Мы поддерживаем их психологически, приглашаем финансовых консультантов, которые помогают подготовиться к кардинальному изменению материального положения. Мы хотим избежать случаев, как в США, когда люди мгновенно спускают все состояние. В современной истории государственных лотерей в России, кстати, таких случаев нет.