Компетенция , Весь мир ,  
0 

«Покупка недвижимости станет очень простым процессом»

Фото: Алена Кондюрина для РБК
Фото: Алена Кондюрина для РБК
О создании банком ВТБ новой цифровой платформы для персонализированного подбора, покупки и регистрации недвижимости РБК+ рассказал генеральный директор ООО «Жилищная экосистема ВТБ» Вячеслав Дусалеев.

— Сегодня ведущие банки заявляют о создании экосистем, позволяющих человеку с легкостью пользоваться всеми финансовыми и сопутствующими сервисами. Почему ВТБ решил создавать экосистему, связанную с жилищным вопросом?

— Банки находятся в эпицентре процесса, связанного с приобретением недвижимости. Судите сами: это финансирование самой стройки, ипотека, кредиты на ремонт, оплата жилищно-коммунальных услуг и прочие операции. Существует масса цифровых сервисов, которые решают вопросы, связанные с поиском недвижимости, оценкой ее стоимости, жилищными займами и пр. Проблема в том, что все они разрознены и имеют очень ограниченную функциональность.

Мы, в свою очередь, обладаем богатым опытом работы с клиентами — покупателями жилья и видим, что классических продуктов в линейке банков людям явно недостаточно. Отсюда и появилась идея построить полностью цифровой клиентский путь — начиная с появления потребности в улучшении жилищных условий до въезда и удобного обустройства приобретенного или арендованного жилья. Поиск объекта для покупки, регистрация прав собственности, организация переезда — это далеко не полный список функций, с которыми технологическая банковская структура благодаря своим контактам, базам данных и технологическим возможностям может помочь клиентам.

Этот путь выходит далеко за рамки традиционных банковских компетенций, поэтому было принято решение создать отдельный проект «Жилищная экосистема ВТБ». Он позволит длинный и сложный процесс сделать для людей простым и понятным, а также исключить риски мошенничества, которые могут быть сопряжены с приобретением недвижимости.

— Экосистема будет ориентирована в основном на потребителя?

— Сегодня многие банки шагнули в экосистемность, в формат маркетплейсов. Но при этом большинство ориентировано на сегмент b2c. Мы же хотим построить систему с двусторонним движением, создавая сервисы не только для клиентов, но и профессиональные инструменты для партнеров — застройщиков, риелторов, ремонтных фирм, мебельных магазинов. Второе направление на начальном этапе формирования экосистемы даже важнее для ее полноценного наполнения. Потому что в итоге потребители получат максимально широкие возможности для оптимального выбора необходимых им опций, сервисов и продуктов.

В рамках экосистемы можно решать вопросы не только покупателей жилья, но и участников рынка строительства и недвижимости, а также привлекать коллег из банковского сообщества. Кроме удобной витрины для их услуг и продуктов — это уже есть на рынке — мы готовы включить в проект полный спектр необходимых функций, связанных с составлением договоров, оценкой недвижимости. Эти же опции по оценке или due diligence (процедура составления объективного представления об объекте инвестирования. — РБК+) будут доступны и потребителям. К примеру, каждый сможет проверить, за какую сумму он продаст свое имущество, причем в зависимости от срока экспозиции. Такой сервис мы предложим клиентам уже во втором квартале следующего года.

Сейчас уже создан конструктор для разных форм договорных документов на все случаи жизненного цикла объекта — покупки, ремонта, продажи и другое. Документы можно будет подписывать онлайн электронно-цифровой подписью. В том числе это касается регистрации права собственности в Росреестре с подтверждением электронной выпиской. В экосистему также будет встроен сервис безопасных расчетов. Это полностью соответствует стратегии банка — на горизонте трех лет мы нацелены обеспечить 100-процентную доступность продуктов в дистанционных каналах.

— К участию в проекте планируете привлекать и коллег из банковского сообщества?

— Наш проект будет открыт для всех участников рынка, кто хоть как-то связан с квартирным вопросом. Как я уже говорил, это застройщики, риелторы, транспортные и ремонтные фирмы. И, конечно, банки, для которых мы будем выступать инструментом контакта с клиентами, заинтересованными в финансировании своих сделок. Причем это не только ипотечное кредитование, но и потребительские займы на ремонт и обустройство.

— То есть вы планируете, что ваша база предложений будет максимально полной?

— Каждый игрок на рынке витрин объявлений (классифайдов) старается максимально наполнить свою базу предложениями. И мы прекрасно понимаем, что это условие сегодня является обязательной частью успешного продукта. Поэтому для нас одна из главных задач — постоянная работа с профессиональными участниками рынка — застройщиками, агентствами недвижимости и риелторами, а также партнерами ВТБ по ипотеке. И мы очень верим в ценность этой работы.

Что такое максимально полная база, сказать сегодня в цифрах невозможно. Например, на различных сайтах по поиску недвижимости ежедневно предлагается выбор от 70 тыс. до 130 тыс. квартир на вторичном рынке Москвы и области. В каждой базе есть дублирующие и неактуальные объявления — часто бывают случаи, когда объект продали, а снять объявление не успели. Лучшим будет тот, кто даст клиенту самый большой выбор реальных предложений.

На первых этапах в экосистеме будет размещаться информация о предложениях Москвы, Санкт-Петербурга и их областей. Затем подключатся крупные города, на горизонте нескольких лет — все остальные регионы.

— Вы говорите, что верите в риелторов. А между тем появление таких экосистем, как ваша, может окончательно закрыть необходимость этой профессии.

— Конечно, нет, риелторскую услугу невозможно заменить цифровыми сервисами. Людям нужно показывать недвижимость, разъяснять детали по сделке, убеждать в целесообразности покупки, причем всех членов семьи. Здесь очень важен психологический фактор. И никакой электронный сервис не сделает это за живого человека. Например, на вторичном рынке около 80% сделок — альтернативные, они строятся по сложным цепочкам договоров купли-продажи. Организовать ее, собрать всех участников, решить спорные моменты может только профессиональный риелтор.

— Как вы считаете, в какие бизнес-модели могут эволюционировать экосистемы в обозримом будущем?

— Технологии меняют наше представление о способах взаимодействия с окружающим миром. Буквально лет десять назад трудно было представить, что в интернет можно будет зайти на пляже или в лесу. А сегодня через смартфон можно совершать покупки, оплачивать налоги или попросить голосового ассистента сделать музыку громче. Мир меняется стремительно. Будем ловить волну, следовать трендам и создавать новые удобные сервисы в сфере недвижимости. Во что это эволюционирует — покажет время.

Инструменты Из клиентов — в абоненты
Скачать Содержание
Закрыть