Пройденный столицей путь в обновлении транспортного комплекса можно отследить по рейтингу развития этой сферы в ведущих мегаполисах мира, который ежегодно составляет МГУ. Если в 2010 году российская столица занимала в индексе восьмое место, то теперь город оказался на третьей ступеньке, лишь немного уступив Токио и Лондону. По данным консалтинговой компании McKinsey, оценивавшей транспортные системы 24 городов мира, Москва заняла в этом рейтинге шестое место (на первом месте — Сингапур). Наконец, исследователи из PricewaterhouseCoopers сочли, что Москва уступает лишь американским мегаполисам — Нью-Йорку и Чикаго — по «сбалансированному развитию транспортной системы». Отметим, что сейчас Москва занимает пятое место среди мировых столиц по пассажиропотоку и седьмое — по среднему числу поездок в пересчете на жителя, подсчитывали в городском департаменте транспорта. Продвижению в рейтингах способствовали серьезные вложения в транспортную инфраструктуру: в столичной мэрии сообщали, что ежегодно на эти цели тратится около 600 млрд руб. Там же выяснили, что только за прошлый год число пассажиров в Москве выросло на 9%, или на 460 млн человек, тогда как всего горожане совершили за этот период 5,6 млрд поездок.
Увеличить транспортные потоки и не задохнуться в пробках помогает прежде всего развитие столичного метрополитена. Только в 2018 году в подземке прибавилось 17 новых станций (а в первом полугодии 2019-го — еще восемь). Всего за последние девять лет в эксплуатацию было введено более 80 станций (включая МЦК). При этом за последние два года на линии метрополитена вышли более тысячи вагонов «Москва» от «Трансмашхолдинга» — с плавным ходом, климат-контролем и USB-розетками. В столичной мэрии отмечают, что сейчас уже 88% городского населения проживает в пределах всего 2,2 км от станций подземки. Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов говорит, что метро активно расширяется в сторону территорий Новой Москвы и вскоре сможет стать для жителей основным транспортом для поездок даже в аэропорты. По планам городских властей, до Внуково подземка должна дотянуться к 2023 году.
Рельсы и асфальт
Илья Зотов отмечает плюсы «использования дополнительной инфраструктуры, в частности железнодорожной» для решения транспортных проблем в Москве. Алексей Калачев из ГК «Финам» считает 54-километровое кольцо МЦК «наиболее эффективным вложением на данный момент» (в проект, по данным столичной мэрии, было вложено 237 млрд руб.). «Кольцо интегрировано с метро, и на нем удалось создать развязки, которые действительно популярны», — рассуждает он.
Доцент Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского Мария Роженко отмечает развитие не только МЦК, но и МЦД. По ее словам, Московские центральные диаметры хороши «даже не столько техническими решениями, а новой ролью рельсового транспорта в жизни города». «Для России это интересный прецедент», — отмечает эксперт. МЦД — две линии фактически наземного метро, которые связали Одинцово с Лобней (МЦД-1), Нахабино с Подольском (МЦД-2) через центр Москвы ветками общей протяженностью 132 км.
По маршрутам в смешанном режиме с обычными электричками и даже поездами «Аэроэкспресс» (на МЦД-1) ходят флагманские поезда проекта «Иволга», производимые на Тверском вагоностроительном заводе «Трансмашхолдинга» — той же компании, что выпускает составы «Москва» для подземки.
Илья Зотов среди других новшеств МЦД упоминает «широкое распространение гибридных систем оплаты», прежде всего карт «Тройка» (с возможностью накапливать и тратить бонусные баллы, например в ресторанах).
«Легкая система оплаты позволила избавиться от кондукторов и турникетов», — считает Илья Зотов, упоминая также замену автобусов электробусами среди ключевых транспортных проектов столицы за последние годы.
К слову, Москва пока единственный регион, массово закупающий такую технику, как электробусы и «Иволги». Мария Роженко из Высшей школы урбанистики обращает внимание, что с 2018 года электробусы приобретаются городом по так называемым контрактам жизненного цикла, в которые закладывается не только цена техники и зарядных станций, но и 15-летняя стоимость эксплуатации. Отметим, что Москва уже купила 300 электробусов и планирует в 2020 году приобрести еще столько же. Сейчас на линиях курсируют 200 машин «ЛиАЗ-6274» и «КамАЗ-6282», которые с 2018 года перевезли более 11 млн пассажиров.
В столичном департаменте транспорта отмечают Москву как лидирующий в Европе город по числу подобной техники на маршрутах. Мария Роженко называет электробусы еще и «имиджевым проектом», напоминая о заявлении столичного мэра Сергея Собянина о конкуренции Москвы за привлекательность жилья с другими мировыми столицами.
В целом за последнюю пятилетку в Москве появились «новые виды транспортной мобильности», напоминает Илья Зотов, говоря о развитии систем каршеринга (22 тыс. машин), велопроката (5,3 тыс. единиц) и услуг аренды электросамокатов (1 тыс. штук). В этих трех системах, по данным столичного департамента транспорта, совокупно зарегистрировано 2 млн пользователей. «Пассажир может выбрать любую мобильность в зависимости от задачи: велосипед или самокат — для коротких поездок, каршеринг — для вояжей, скажем, в аэропорт», — рассуждает эксперт.
Мария Роженко затрудняется оценить, положительно ли последний сервис влияет на трафик в городе. «Многие ученые предрекают увеличение загрузки дорог из-за каршеринга», — рассуждает она. Однако Илья Зотов называет новые сервисы частью «комплексно и параллельно развиваемой» системы транспорта. «Это вообще одна из самых динамично развиваемых сфер в Москве», — уверен он.
Будущее мобильности
По прогнозу Росстата, к 2030 году население Московской агломерации превысит 22 млн человек. Сейчас в столице и окрестностях живет около 20 млн жителей, почти как в агломерации Пекина — одной из крупнейших в мире. По словам столичного вице-мэра Марата Хуснуллина, уже к 2023 году московские власти планируют завершить формирование единой интегрированной транспортной системы, в которую войдут 555 км линий метрополитена и 440 км железнодорожных веток. К 2023 году общая протяженность подземного и наземного метро должна достигнуть рекордной отметки 1000 км. Отметим, что примерно такова сейчас протяженность крупнейшей в мире системы внеуличного транспорта в Сеульском регионе. И если Москва и не обойдет корейскую столицу, то европейские мегаполисы должны точно остаться позади, рассчитывают в мэрии.
Мария Роженко из Высшей школы урбанистики считает трендом ближайшего будущего цифровизацию — в частности, появление единого транспортного приложения. По словам эксперта, софт «будет за вас планировать маршрут, оплачивать и рекомендовать поездки исходя из дорожной ситуации». «Приложение будет давать рекомендации с учетом привычек и предпочтений человека. Например, по вторникам он ходит в спортзал с тяжелой сумкой, поэтому приложение предложит ему каршеринг, а не автобус», — рассуждает Мария Роженко, предполагая интеграцию этого софта «например, с информацией о концертах по пути следования». Первое подобное приложение Whim с услугами подписки на общественный транспорт, такси и велосипеды было реализовано в позапрошлом году в Хельсинки; его клиент может, например, приобрести за €499 месячный проездной на все виды поездок.
Мария Роженко не исключает, что дальнейшим развитием приложений может стать «идея геймификации», когда пассажира «монетарно стимулируют использовать определенные виды транспорта». «Скажем, за поездки на велосипеде начислят больше баллов, рейтинг пассажира вырастет, и он сможет получать больше бонусов от города», — рассуждает она.
Специалисты транспортной отрасли также прогнозируют развитие еще одного вида транспорта в Москве — канатных дорог, например трассы от метро «Сходненская» до «Речного вокзала».