Загрузить господдержку
Материалы выпуска
Загрузить господдержку Рынок «В нашей бизнес-модели нет места госсубсидиям» Компетенция «Зеленый» фургон Инструменты Троллейбус на обочине Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Загрузить господдержку

Остановить падение продаж коммерческих машин в России призваны стимулирование государством лизинговых программ, компенсация утилизационного сбора, а в долгосрочной перспективе — дальнейшее развитие дорожной инфрасттуры.
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости

На российском рынке коммерческих автомобилей продажи снова снижаются. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», по итогам 2019 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,7 тыс. единиц, что на 2% меньше, чем в 2018-м. Немногим лучше ситуация на рынке легких коммерческих авто (LCV). По подсчетам «Автостата», в прошлом году объем этого сегмента рынка составил 112,1 тыс. единиц, что совпадает с уровнем 2018 года.

В начале текущего года продажи коммерческих автомобилей несколько оживились. Так, в январе сбыт новых грузовиков в РФ вырос на 18%, LCV — на 7%. Однако в феврале опять начался резкий спад — в частности, продажи LCV по итогам месяца снизились более чем на 8%, до 7,4 тыс. единиц.

По итогам 2020 года рынок коммерческих автомобилей в России ждет снижение на 4–5%, считает Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей китайской марки FAW, однако сокращение может быть и более существенным, если в полной мере не заработают очередные программы государственной поддержки.

Поддержать лизинг 

Государство в последнее время довольно активно поддерживает продажи коммерческих автомобилей в России. Не станет исключением и текущий год: по заявлениям представителей Минпромторга РФ, бюджетная поддержка рынка коммерческих автомобилей будет сконцентрирована на нескольких основных направлениях. Прежде всего это продолжение субсидирования лизинговых программ, на которые, по обещаниям представителей ведомства, в текущем году будет выделено примерно столько же средств, что и в прошлые годы, то есть порядка 10 млрд руб. В Минпромтоге предполагают продолжать поддерживать несколько лизинговых программ: «Российский фермер» (для российских сельхозпроизводителей), «Российский тягач» (программа, направленная на стимулирование продаж отечественных тягачей), а также «Свое дело» (программа для субъектов малого и среднего бизнеса).

Согласно обновленным условиям программы, их участники могут получить помощь государства в виде компенсации до 12,5% по лизинговым платежам (но не больше 625 тыс. руб. на один предмет лизинга). «По разным оценкам, от 70 до 80% грузовиков приобретаются в лизинг. Таким образом, государственное субсидирование подобных программ станет существенной поддержкой рынка и в текущем году», — говорит Олег Заглядин, генеральный директор лизинговой компании Carcade.

Объемы государственного субсидирования лизинга на приобретение коммерческих грузовых автомобилей составляют 8–10 млрд руб. в год. Этого хватает на 20–30 тыс. единиц техники, что соответствует 10–15% объема продаж нового рынка, отмечает директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.

Ставка на локализацию 

Значимым инструментом господдержки продаж коммерческих автомобилей должны стать меры по компенсации утилизационного сбора для тех производителей, которые выпускают машины на территории России. Сбор был введен в 2012 году вместе со вступлением России в ВТО и, по сути, стал завуалированным инструментом защиты внутреннего рынка от импорта.

С начала текущего года этот вид платы был повышен. Однако если для легковых машин повышение стало очень существенным (сразу на 145%), то в секторе грузовиков рост ставки оказался щадящим. Самое значимое (на 67%) повышение затрагивает седельные тягачи грузоподъемностью от 12 до 20 т. Таким образом, сейчас в зависимости от типа и грузоподъемности утилизационный сбор за каждый грузовой автомобиль составляет в среднем 300–450 тыс. руб.

При этом Минпромторг в настоящее время меняет систему компенсации утилизационного сбора, которая оценивается в балльной системе и со временем будет все больше зависеть от локализации производства. Например, чтобы получить все 100% компенсации, уровень локализации выпускаемого в России грузовика должен набрать 4 тыс. баллов (минимальные требования локального производства по сварке и окраске дают производителю 900 баллов).

Субсидии, связанные с компенсацией утилизационного сбора, являются наиболее значимыми суммами, заявленными в бюджете, сейчас они составляют 250–300 млрд руб. в год, подчеркивает Кирилл Никода. Столь серьезные суммы поддержки производимых в России коммерческих автомобилей явно сказываются на состоянии конкуренции на рынке, где российские автопроизводители, ощущая господдержку, продолжают занимать доминирующие позиции. Так, в сегменте грузовиков первые строчки продаж занимают такие бренды, как «КамАЗ» и «ГАЗ», которым вместе с другой российской маркой («Урал») в общей сложности сейчас принадлежат почти 40% всех продаж.

При этом российские производители грузовиков умудряются двигаться против общего тренда снижения рынка. Например, по данным «Автостата», КамАЗ за последний год нарастил продажи на 7% (до 27,6 тыс. автомобилей), ГАЗ — на 6% (до 8,8 тыс. единиц), «Урал» подрос почти на 5,5% (до 3,1 тыс.).

В свою очередь, иностранные бренды — во многом из-за протекционистских мер властей — оказались в отрицательной зоне. У идущей на третьем месте марки Volvo продажи упали на 11%, до 5,65 тыс. машин. У марки Scania продажи снизились сразу на 16%, до 5,62 тыс. единиц. Антирекордом закончила минувший год японская Isuzu, чьи продажи рухнули на 20%, до 3 тыс. единиц.

В сегменте легкого коммерческого транспорта доминирование российских производителей еще существеннее. Такие марки, как «ГАЗ», «УАЗ» и Lada в сумме удерживают 70% этого сегмента рынка. Изменения динамики продаж при этом не выглядят столь убедительными для российских марок, как по грузовикам.

Так, марка «ГАЗ» по итогам 2019 года сумела прибавить только 3% (до 50,6 тыс. единиц). Примерно на 3% сумела вырасти марка Lada (до 11 тыс.). «УАЗ» и вовсе упал почти на 4%, до 17,3 тыс. единиц. Зато марка Ford, которая выпускает свои LCV в России в рамках совместного предприятия с Sollers (и, соответственно, получает компенсацию за утилизационный сбор), сумела нарастить продажи на 13%, до 12,9 тыс. единиц. Также набирают ход французские бренды, сумевшие повысить реализацию своих легких коммерческих машин на 15%, до 3,1 тыс. Кроме того, сразу на 28% выросли продажи Hyundai (компания не так давно запустила в Калининграде сборку LCV).

Инфраструктурное развитие 

Участники рынка надеются, что помимо прямых мер поддержки продаж коммерческих автомобилей от государства в долгосрочной перспективе спрос на машины этого класса в России могут поддержать планы властей по развитию инфраструктуры и запуску строительства новых значимых объектов. В частности, в правительстве активно обсуждается принятие новой «Транспортной стратегии России до 2036 года», согласно которой на развитие автодорог в стране планируется выделить рекордную сумму 11 трлн руб.

Например, в рамках грядущих масштабных строек будет создаваться автодорожный коридор Европа — Западный Китай, который позволит кардинально увеличить грузопотоки с помощью автомобильного транспорта. По мнению Кирилла Никоды, с одной стороны, это одномоментно способно повысить спрос на коммерческие автомобили, обеспечивающие непосредственное строительство таких крупных объектов. С другой стороны, вместе с развитием дорог будет постепенно расти и спрос на коммерческие автомобили, считает он. «Более 11 трлн руб., которые планируется вложить в развитие инфраструктуры, будут стимулировать спрос на перевозки строительных материалов и обновление дорожно-строительной техники, — подчеркивает Кирилл Никода. — В организационном и законодательном отношении такие меры, как, например, введение электронных транспортных накладных, а также сдерживание внутренних цен на топливо в рамках инфляции, будут улучшать конкурентоспособность автомобильного транспорта по сравнению с другими видами логистики».

Производители коммерческого транспорта надеются на новое правительство, которое обещает ускорить реализацию нацпроектов, что, в свою очередь, должно поправить экономику в целом, соглашается Александр Багрецов, руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG. Он напоминает, что на территории РФ не так давно прошли события мирового значения, вызвавшие строительный бум, — сочинская Олимпиада, ЧМ по футболу, возведение Крымского моста. Продавцы и производители коммерческого транспорта рассчитывают на старт новых похожих проектов, а также на то, что начнет проявляться более ощутимый эффект от уже реализованных программ развития экономики, резюмирует эксперт.