Размножение франчайзингом
Материалы выпуска
Размножение франчайзингом Рынок Франшизы на экспорт Инструменты «Каждый второй мальчишка мечтает стать профессиональным киберспортсменом» Инструменты «Независимым АЗС выгоднее купить франшизу, чем вести бизнес в одиночку» Компетенция «Родители готовы половину семейного дохода тратить на детский сад» Рынок «Будут развиваться недорогие рестораны с централизованным производством» Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Размножение франчайзингом

Франшизы стали стимулом для развития регионального бизнеса и его выхода за пределы своих территорий, в том числе на столичный рынок.
Фото: Getty Images Russia

За 2019 год рынок франшиз в России вырос на 16% (данные Franshiza.ru). Его общий объем составил 2,8 трлн руб.

Новые финансовые инструменты и меры господдержки предпринимателей, работающих по франшизе, будут способствовать в ближайшие пять лет росту рынка, особенно в регионах, говорит управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой группы First Алексей Порошин: «Пока доля малых и средних предприятий в экономике России — менее 22%, а работающие по франшизе вносят не более 1% ВВП. Однако этот вклад однозначно будет расти, франчайзинг — самый эффективный инструмент развития предпринимательства и продвижения товаров или услуг». Проекты, запущенные по франшизе, по его словам, имеют в разы меньшую просрочку по кредитованию и живут в несколько раз дольше обычных бизнесов.

В нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в частности, развитие системы франчайзинга рассматривается как один из приоритетных инструментов роста числа небольших предприятий.

Программу поддержки франшиз для малого и среднего бизнеса, например, разработали в Мурманской области. С этого года на территории региона действующий бизнес может получить грант в размере до 1 млн руб. на получателя для оплаты роялти, паушального взноса, ремонта помещений или на закупку оборудования и другие расходы, связанные с приобретением франшизы. Грантовая поддержка увеличит количество работающих по франшизе предпринимателей и привлечет в регион интересные компании, считает заместитель губернатора Мурманской области Дмитрий Филиппов. «Многим федеральным сетям не очень интересно самостоятельно открывать филиалы в городах с относительно небольшой численностью населения. Но они охотно продадут франшизу местным предпринимателям». — объясняет он. Таким образом власти Мурманской области ежегодно планируют привлекать на свою территорию не менее трех франшиз федерального уровня.

Франчайзинг позволяет масштабировать бизнес и местным производителям, отмечает Дмитрий Филиппов. Знакомство представителей крупного мурманского производства мяса «Окраина» с экспертами Franshiza.ru в рамках прошлогодней конференции по франчайзингу «Беру бренд» позволило, например, «упаковать» и разместить франшизу производителя в каталоге, и она уже продается, говорит представитель администрации области.

Регионы сильны франшизами

По данным Franshiza.ru, объем рынка франчайзинга в России по итогу 2019 года оценивается в 2,8 трлн руб. Число занятых во франчайзинговых сетях в России — около 1,4 млн человек. До 70% франшиз при этом приходится на развивающие таким образом бизнес региональные компании.

Следует отметить, что российские территории довольно сильно дифференцированы по уровню социально-экономического развития: уровню заработных плат, инвестиций, доходов бюджетов и т.д. Это находит отражение в том числе в географии развития франшиз. Например, в 2020 году в десятку городов-лидеров вошли крупные центры экономически сильных регионов: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Нижний Новгород (данные Franshiza.ru).

Однако при этом лидирующие позиции по уровню развития малых и средних предприятий (МСП) наряду с сильными регионами занимают и менее развитые территории, отмечают авторы «Рейтинга регионов по вовлеченности населения в малый бизнес — 2019» агентства «РИА-Рейтинг». В целом по стране уровень занятости в МСП разнится от 24,9% (Калининградская область) до 1,6% (Республика Ингушетия) в зависимости от региона. Но, например, в занимающей низкие позиции в рейтингах социально-экономического развития Республике Марий Эл этот показатель относительно неплохой — 13,6%. В целом в первую двадцатку рейтинга входят регионы с различным уровнем экономического развития, приходят к выводу аналитики: «В экономически развитых регионах высокая доля населения, занятого в малом бизнесе является результатом мультипликативного эффекта от деятельности крупных экономических субъектов. А в регионах слабых в экономическом отношении малый бизнес является способом существования значительной доли населения, которое не может найти достойную работу на крупных предприятиях».

Для региональных предпринимателей франшиза — способ развития и дистрибуции на межрегиональных рынках, говорит руководитель проекта франшизы Сернурского сырзавода из Марий Эл Анастасия Порошина: «В близлежащих регионах мы строим собственную сеть, все остальные регионы охватываем с помощью франчайзинга. Передача функции операционного управления торговыми точками партнеру позволяет развивать сеть в других регионах гораздо более динамично, чем если бы мы делали это за счет собственных ресурсов». Кроме того, в российских регионах, по ее словам, есть и свои национальные особенности, и предпочтения потребителей. Например, в сырных лавках компании в Казани популярностью пользуется татарское лакомство чак-чак. Но в целом везде есть хороший спрос на натуральный продукт.

Национальные особенности

Региональные франчайзеры действительно выбирают стратегии развития в зависимости от продукта и узнаваемости бренда, говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская: «Одни начинают развитие франшизы со своего субъекта и постепенно расширяют зону охвата. Другие франчайзеры, наоборот, не привязываются к соседним регионам». Это часто обусловлено особенностями логистики, если речь идет о скоропортящихся продуктах, — удобно, когда первые партнеры находятся поблизости и их можно легко контролировать.

Компании, занятые в сфере услуг, в том числе в области образования, в меньшей степени привязаны к локализации головной компании, отмечает Анна Рождественская. Впрочем, развитие технологий постепенно снижает территориальную зависимость. Например, программы обучения и повышения квалификации персонала франчайзинговой сети уже многие компании организуют дистанционно.

Основательница сети школ скорочтения, развития интеллекта и памяти Schoolford из Омска Диляра Ильина рассказала, что экспансия в другие регионы зависела исключительно от запроса на услуги компании: «Первая наша франшиза была открыта в Екатеринбурге, затем в Москве, Сочи, Санкт-Петербурге». Кроме того, по ее словам, открывать и управлять собственными филиалами даже в Сибири было бы трудозатратно: плотность городов очень низкая, расстояние до ближайшего Новосибирска — 700 км. Франчайзинг позволяет решать проблему администрирования на таких территориях и за пределами округа. Кроме того, если еще недавно считалось, что тенденции в развитии бизнеса задает столица, то сегодня отношение к региональным проектам изменилось, говорит Диляра Ильина.

Наступление на Москву

Несмотря на высокую конкуренцию, с выходом на столичный рынок региональные франчайзеры связывают надежду на стабильный спрос и удобную логистику. Так, например, стартовав восемь лет назад с освоения юга России — Пятигорска, Краснодара, Нальчика, Шахт (Ростовская область), Ессентуков, Астрахани, ставропольская сеть заведений фастфуда Echte Doner в конце 2019 года решила выйти в Москву, рассказал директора по франчайзингу компании Араик Маркарян: «Уровень доходов населения в небольших городах оставляет желать лучшего, в дни перед зарплатой, когда у потребителей кончаются деньги, объемы продаж падают. А внутри огромной московской агломерации можно открыть сотни точек общепита, которыми благодаря компактному расположению складов можно управлять из единого центра».

Кроме того, еще одна важная причина для выхода на столичный рынок — возможность повысить профессиональный уровень компании, прежде всего в маркетинге, говорит Араик Маркарян: «Психологически для потребителей Москва остается трендсеттером, и если человек увидел вашу вывеску в Москве, то и в родном городе он придет в ваше заведение».

При этом компаниям из сферы общественного питания приходится проявлять достаточную гибкость в ассортименте. Тренды на здоровое питание и вегетарианство тоже, как правило, начинаются в крупных культурных центрах и постепенно приходят в регионы.