#12 Рынок франчайзинга, 15 октября 2020
Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Родители готовы половину семейного дохода тратить на детский сад»

Фото: Игнат Козлов для РБК+
Фото: Игнат Козлов для РБК+
Почему подход родителей к выбору траекторий развития детей меняется и как это сказывается на рынке образования дошкольников, РБК+ рассказал заместитель генерального директора сети детских садов Sun School Алексей Сячин.

— Очередь в муниципальные детские сады не сокращается. Какова емкость рынка частных дошкольных образовательных учреждений?

— По оценке Аналитического центра при правительстве РФ, доля частных детских садов составляет примерно 2% в общем числе дошкольных образовательных организаций. Если отталкиваться от этих показателей, то рынок только на старте.

Частный сектор может занимать более 50% рынка дошкольного образования. С одной стороны, мы видим, что количество очередников в муниципальные образовательные учреждения в электронной очереди растет. С другой, меняются требования родителей к содержанию дошкольного образования, им недостаточно стандартного детского сада. Современные родители ищут не место в детском саду, а более широкий спектр возможностей для развития ребенка. Поэтому растет спрос на частное дошкольное образование.

Частные детские сады готовы предложить программы, обеспечивающие развитие навыков, которые нужны в XXI веке. Эту нишу частный бизнес заполнит на все 100%.

— Потребительский спрос в сфере образования традиционно был ориентирован на получение бесплатных услуг. Сейчас психология родителей изменилась?

— Подход к выбору образования для детей меняется, и это связано с осознанностью родителей. Все больше родителей понимают, что образование ребенка на самом старте — это одна из важнейших инвестиций. В нашей практике есть примеры, когда родители половину своего совокупного дохода тратят на детский сад и делают это осознанно, даже имея возможность посещать государственный детский сад.

И осознание важности именно дошкольного образования меняется очень динамично. Например, в 2015 году даже состоятельные родители считали стандартный детский сад достаточным. Сегодня семьи рассуждают совершенно иначе: они понимают, что образовательные минимумы конца XX века сегодня неактуальны.

— Кто ваша целевая аудитория?

— В наши детские сады детей приводят разные родители: это и молодые семьи с первым ребенком, и уже опытные семьи с тремя и более детьми. В большинстве своем, конечно, наши клиенты — представители среднего класса. Мне кажется, у этой части населения при принятии решения в пользу частного детского сада понимание, зачем им это нужно, несколько выше. Но, повторюсь, есть и те, кто значительную часть семейного бюджета вкладывает в развитие детей, так что аудитория делится скорее не по уровню жизни, а по уровню осознания необходимости инвестировать в детей.

— Какие навыки нужно прививать в дошкольном возрасте, чтобы соответствовать потребностям XXI века, какова воспитательная концепция ваших детских садов?

— Наша концепция Abilities. Body. Communication (ABC) основана на комплексном развитии детей в бесстрессовой, гармоничной и дружественной среде. Главное, чему мы хотим научить ребенка, — эффективной коммуникации, правильному взаимодействию с социумом.

Гибкость, умение правильно коммуницировать и выстраивать отношения — именно эти навыки, на наш взгляд, сегодня наиболее важны. Необходимо с детства прививать ребенку, что вокруг него люди с таким же набором прав, со своими, в чем-то общими с ним, интересами и что умение сотрудничать позволит ему самому быть намного эффективнее. С нашей точки зрения, люди, умеющие выстраивать отношения, имеют больше шансов быть счастливыми и успешными.

— Билингвальная среда в ваших детских садах — это часть программы развития навыков коммуникации?

— Да, мы не преследуем цели обучить ребенка иностранному языку, мы не языковая школа. Но в наших детских садах создана билингвальная среда: часть времени с ребятами занимаются носители английского языка. Это позволяет развить навык коммуникации и способствует интеллектуальному развитию. Билингвальная среда формирует в мозгу ребенка в два раза больше нейронных связей, знание одного и того же предмета в двух языковых плоскостях позволяет эффективнее развивать интеллект. Кроме того, это подготовит ребенка к дальнейшей достаточно серьезной нагрузке в школе.

— Сколько сегодня детских садов в вашей сети? Как развивалась компания?

— Компания представлена практически во всех городах-миллионниках, есть наши детские сады и в небольших городах. У нас 90 садов, из которых три принадлежат непосредственно нам как управляющей компании, четыре принадлежат инвесторам, но находятся под нашим управлением. Остальные работают по франшизе.

Мы изначально создавались как управляющая компания, которая развивает бизнес партнеров по франшизе. Бизнес стартовал в конце 2014 года с покупки умирающего стартапа с плохой репутацией, у которого не было ни одного собственного сада.

За это время мы выстроили систему поддержки партнеров, это фактически весь штат управляющей компании — 65 узкопрофильных специалистов. Сегодня сотрудники этого подразделения сопровождают бизнес наших франчайзи в режиме 24/7. Нам удалось вывести бизнес на стабильный рост по ключевым показателям: уникальному трафику, количеству заявок, экскурсий (посещений родителями детских садов перед принятием решения) и договоров.

В 2016 году мы пришли к формату партнерской франшизы. Он несколько отличается от классической российской модели франчайзинга, когда франчайзи получает право на использование товарного знака и набор документации с инструкциями, как вести дело.

Наша модель подразумевает, что обе стороны всецело заинтересованы в бизнесе. И управляющая компания, и партнер смотрят на каждый конкретный детский сад как на совместный бизнес. Поддержка партнера начинается уже с момента подписания им договора. Все это время это наш детский сад, мы его ведем по всем направлениям: реклама и маркетинг, финансовый и бухгалтерский консалтинг, кадровое делопроизводство, единый контакт-центр, обучение самого франчайзи и его сотрудников.

Сейчас мы постепенно открываем и собственные детские сады. Но стараемся делать это максимально сбалансированно, чтобы продолжать поддерживать бизнес наших франчайзи.

— Какова стоимость франшизы с учетом такого полного сопровождения?

— Стоимость зависит от региона. В Москве она составляет 3,6 млн руб. Объем инвестиций в открытие детского сада составляет от 10 млн руб. Ежемесячное роялти — 5% от оборота. Это модель, при которой управляющая компания напрямую заинтересована в успехе партнера, и она, на наш взгляд, самая справедливая.

В регионах мы стараемся гибко работать с новыми для нас территориями, и аккуратно открывать детские сады там, где у нас уже много партнеров. Есть регионы, где франшиза стоит всего 1 млн руб. Среди лидеров по числу наших детских садов Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Краснодар, Самара.

— Аналитики говорят, что среди частных дошкольных учреждений семейные развиваются более успешно. Кто ваши франчайзи, кому интересен этот бизнес?

— Одна часть наших франчайзи — начинающие предприниматели. И большая их часть — наши клиенты, родители, которые сами пользуются услугами Sun School. Для новичков в бизнесе у нас разработана программа «Наставник Sun School». При покупке франшиз за ними закрепляется опытный партнер, который первые полгода с момента открытия детского сада патронирует бизнес.

Для опытных бизнесменов у нас, в свою очередь, действует программа «Бонусы за опыт»: вне зависимости от того, был ранее предприниматель успешен или нет, за наличие опыта в бизнесе мы даем партнеру финансовые бонусы на входе.

Как правило, для людей с предпринимательским опытом открытие детского сада — способ диверсифицировать свой бизнес.

— По отзывам франчайзеров, они часто сталкиваются с нежеланием или непонимаем того, что бизнес по франшизе требует личного управления. Вы с этим сталкивались?

— Да, у нас в стране часто путают франчайзинг и доверительное управление. Это абсолютно разные модели. Но запрос на то, чтобы инвестировать и при этом не участвовать в управлении бизнесом, тоже есть. Мы, например, разработали специальную программу «Франшиза 2.0», когда партнер выступает исключительно в роли инвестора. Прибыль делится из расчета 60% на 40% в пользу инвестора. На таких условиях мы запустили пять проектов, четыре из них уже работают и еще один в процессе запуска. На данный момент программа доступна в Москве. В дальнейшем мы планируем реализовать ее и для региональных партнеров.

Решения «Будут развиваться недорогие рестораны с централизованным производством»
Содержание
Закрыть