«Каждый второй мальчишка мечтает стать профессиональным киберспортсменом»
Материалы выпуска
Размножение франчайзингом Рынок Франшизы на экспорт Инструменты «Каждый второй мальчишка мечтает стать профессиональным киберспортсменом» Инструменты «Независимым АЗС выгоднее купить франшизу, чем вести бизнес в одиночку» Компетенция «Родители готовы половину семейного дохода тратить на детский сад» Рынок «Будут развиваться недорогие рестораны с централизованным производством» Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Каждый второй мальчишка мечтает стать профессиональным киберспортсменом»

Как самоизоляция повлияла на аудиторию киберклубов, РБК+ рассказал генеральный директор United Gamers Сергей Потанин.
Фото: Игнат Козлов для РБК+

— В мире киберспорт набирает популярность, как вы оцениваете наш рынок?

— Именно в России интерес к киберспортивным дисциплинам увеличивается особенно быстро. Этому способствует в том числе и географическое положение: у нас холодная страна, большую часть года молодежь вынуждена проводить в помещении. Например, в Бразилии круглый год лето, и дети все время проводят на улице с мячом, у них хорошая футбольная сборная. У нас в силу климатических условий больше развиты виды спорта, которые проходят в помещении, — например, хоккей. Киберспорт как нельзя лучше подходит для наших условий. Тем более что для тренировки киберспортсменов большие площадки не нужны.

По оценке PwC, среднегодовой темп роста киберспорта в России в период до 2023 года составит 19,8%, а общий объем выручки к этому времени может достичь $31,2 млн. Ожидаемый высокий темп роста (больше только в Японии, Китае и Великобритании) позволит российскому сегменту остаться на девятой позиции среди ведущих стран по объему рынка.

По численности аудитории, согласно данным аналитического агентства NewZoo, мы третьи в мире: киберспортивные трансляции в России в 2018 году смотрели 22 млн человек. Лидером по этому показателю является Китай с его более чем миллиардным населением и аудиторией киберспорта в 150 млн человек. США на втором месте с 50 млн фанатов.

— Вынужденная самоизоляция из-за COVID-19 увеличила спрос на онлайн-развлечения?

— Да, подростки сидели по домам и играли. Серверы многих игровых проектов во время карантина были переполнены. Но без живого общения с такими же игроками интерес угасает. В клубах не только играют за компьютером, наши игроки общаются, учатся друг у друга, обмениваются опытом, сравнивают достижения — все это способствует росту будущих чемпионов.

Именно компьютерные клубы создают игровое комьюнити и инфраструктуру для развития киберспорта. Для этого мы создали спортивные лиги, запустили регулярные соревнования разных уровней. Участвуя в них, подросток из любого города России может проверить свои силы, улучшить навыки, соревнуясь с сильными соперниками. Самые успешные собираются в профессиональные команды, которые участвуют в чемпионатах.

Призовой фонд нашего первого турнира в ноябре прошлого года составил 150 тыс. руб., его выиграла команда из Москвы. Но из-за пандемии мы перенесли весенний турнир этого года на осень. Его спонсором стал немецкий производитель игровой периферии Cougar, призовой фонд турнира в этом году составит 500 тыс. руб. Киберспорт привлекает спонсоров. Профессиональные игроки мирового уровня зарабатывают больше $1 млн в год, и достичь такого уровня сейчас мечтает практически каждый второй мальчишка.

— Дома достичь таких успехов невозможно?

— Высокопроизводительный компьютер с современной видеокартой, который позволяет участвовать в игровом процессе на равных с конкурентами, стоит около 150 тыс. руб. Как правило, домашние компьютеры гораздо более скромного уровня, со слабыми игровыми характеристиками. Еще один важнейший аспект — качество связи. Все игры сейчас идут онлайн, небольшая задержка, лаг или просто более низкая скорость интернета — и игрок оказывается в заведомо проигрышных условиях вне зависимости от своих навыков и скорости реакции. Не секрет, что в России во многих городах в провинции до сих пор есть большие проблемы с качеством связи.

Наши клубы оборудованы современными компьютерами и обеспечены надежным скоростным интернетом. Есть даже запасная выделенная линия на случай неполадок.

Даже в странах, где нет проблем с домашним оборудованием и надежностью связи, развитие киберспорта идет через клубы. Клуб предлагает равные условия. Это и делает компьютерную игру настоящим спортом. Поэтому в США, например, мы тоже пошли по пути создания клуба несмотря на хороший домашний интернет и качественное персональное компьютерное «железо».

Сейчас наступает время «миллениалов» (Y) и «центениалов» (Z), которым важно не владеть имуществом, а получать удовольствие от жизни, впечатления. Именно этой модели отвечает наш бизнес, и мы рассчитываем вместе с партнерами масштабировать ее на всю страну.

— Коронакризис вызовет некоторую трансформацию на рынке: ряд предпринимателей, вероятно, сменят сферу деятельности. Интерес к франшизе игровых клубов растет?

— Количество потенциальных партнеров увеличивается. Как показывает мировой опыт, в кризис люди особенно хотят отвлечься от проблем. Даже во времена Великой депрессии в США индустрия развлечений показывала стабильный рост. В России первая волна развития компьютерных клубов началась именно в период постперестроечного кризиса.

Клубы привлекают аудиторию низкой стоимостью — всего 70–80 руб. в час. Но в отличие, например, от кинотеатра наши клиенты проводят в клубе намного больше времени, это не разовое посещение, а постоянное, что делает бизнес инвестиционно привлекательным. Наш инвестор может начать с покупки одного современного компьютера для клуба, который будет приносит прибыль от аренды оборудования у нас. Благодаря в том числе такой схеме нам удалось открыть уже 14 клубов, из которых четыре — наши собственные филиалы, а десять работают по франшизе. Хотя компании меньше года.

— Какова география сети?

— Самые восточные наши клубы сейчас в Новосибирске и Иркутске. На западе — в Витебске, в Белоруссии. Получается, что пока мы работаем в двух государствах. В ближайшее время открываем клуб в США, в Калифорнии, в городе Бербанк. Если бы не пандемия, открылись бы чуть раньше.

В целом в работе сейчас открытие семи новых клубов. Фактически любой крупный город — даже не миллионник, достаточно и 100 тыс. населения — может стать новой точкой развития нашей сети.

— Вы меняли условия для будущих партнеров в условиях нынешнего кризиса?

— В период выхода из карантина мы полностью «обнуляем» паушальный взнос. До сих пор вступительный взнос для франчайзи составлял 450 тыс. руб., мы его отменили, чтобы упростить нашим будущим партнерам вход в сеть и стимулировать быстрое развития компании.

Кроме того, франшиза — идеальный способ для старта бизнеса. По моему опыту 80% начинающих предпринимателей банкротятся в течение первых двух—трех лет. Преимущество работы по франшизе в том, что схема отработана, возможные ошибки уже предусмотрели и исправили. Кроме того, сейчас рынок активно развивается, он очень далек от насыщения, доходы на рынке высокие — достигают даже 50–60% годовых. Это позволяет нивелировать просчеты, которые могут допустить франчайзи. Провалов у наших партнеров не было.

— Как вы выбираете локацию для клуба, на какую аудиторию ориентируетесь?

— Выбор помещения — важный фактор при подготовке запуска проекта. Мой опыт работы в сфере недвижимости — я являюсь основателем коворкинга «Блок» в Москве, на Павелецкой, — позволил адекватно оценить возможности торговых центров и не идти туда с клубами.

Посещаемость торговых центров стремительно падала еще до пандемии, поскольку все больше молодежи переходит в онлайн-магазины. Кроме того, в ТЦ, как правило, очень высокая арендная плата. Поэтому наш формат — киберспортивный клуб «у дома», в спальном районе — дает и потенциал для экономии на аренде и роста за счет посещаемости.

За счет высокого трафика в клубах всегда хорошая заполняемость. Наши клиенты — практически всех возрастов, от шести до 50 лет и старше. Часто к нам приходят родители с детьми, чтобы поиграть вместе или друг против друга. Киберспорту на любительском уровне все возрасты подвластны.

Кроме того, мы работаем с аудиторией. Программа лояльности, в частности, предусматривает три уровня привилегий для посетителей — серебряный, золотой и платиновый — в зависимости от времени, проведенного в клубах. При достижении каждого уровня наш клиент получает различные призы — фирменные футболки, бейсболки, другие подарки с символикой клуба. Обладатели платиновой карты могут участвовать в турнирах бесплатно.

— Какие объемы инвестиций необходимы, чтобы открыть компьютерный клуб, и как быстро они окупаются?

— Чтобы открыть киберспортивный клуб на 20 компьютеров, нужно порядка 3 млн руб. Но у нас предусмотрены различные варианты лизинга оборудования, что позволяет сократить начальный объем инвестиций вдвое. Мы предлагаем разные бизнес-модели. Роялти составляет 3% от оборота, плюс 1% — маркетинговый сбор. Срок окупаемости — от 12 до 18 месяцев.

При этом каждый франчайзи проходит теоретический курс обучения в нашей бизнес-академии и практику в действующих клубах. Это позволяет погрузиться во все этапы бизнеса, вплоть до работы за кассой.

Мы помогаем франчайзи с дизайном помещения, выезжаем на открытие клуба и сопровождаем бизнес франчайзи на протяжении всего времени партнерства. Готов лично общаться с потенциальными партнерами.