#12 Рынок франчайзинга, 15 октября 2020
Инструменты , Весь мир ,  
0 

«Каждый второй мальчишка мечтает стать профессиональным киберспортсменом»

Фото: Игнат Козлов для РБК+
Фото: Игнат Козлов для РБК+
Как самоизоляция повлияла на аудиторию киберклубов, РБК+ рассказал генеральный директор United Gamers Сергей Потанин.

— В мире киберспорт набирает популярность, как вы оцениваете наш рынок?

— Именно в России интерес к киберспортивным дисциплинам увеличивается особенно быстро. Этому способствует в том числе и географическое положение: у нас холодная страна, большую часть года молодежь вынуждена проводить в помещении. Например, в Бразилии круглый год лето, и дети все время проводят на улице с мячом, у них хорошая футбольная сборная. У нас в силу климатических условий больше развиты виды спорта, которые проходят в помещении, — например, хоккей. Киберспорт как нельзя лучше подходит для наших условий. Тем более что для тренировки киберспортсменов большие площадки не нужны.

По оценке PwC, среднегодовой темп роста киберспорта в России в период до 2023 года составит 19,8%, а общий объем выручки к этому времени может достичь $31,2 млн. Ожидаемый высокий темп роста (больше только в Японии, Китае и Великобритании) позволит российскому сегменту остаться на девятой позиции среди ведущих стран по объему рынка.

По численности аудитории, согласно данным аналитического агентства NewZoo, мы третьи в мире: киберспортивные трансляции в России в 2018 году смотрели 22 млн человек. Лидером по этому показателю является Китай с его более чем миллиардным населением и аудиторией киберспорта в 150 млн человек. США на втором месте с 50 млн фанатов.

— Вынужденная самоизоляция из-за COVID-19 увеличила спрос на онлайн-развлечения?

— Да, подростки сидели по домам и играли. Серверы многих игровых проектов во время карантина были переполнены. Но без живого общения с такими же игроками интерес угасает. В клубах не только играют за компьютером, наши игроки общаются, учатся друг у друга, обмениваются опытом, сравнивают достижения — все это способствует росту будущих чемпионов.

Именно компьютерные клубы создают игровое комьюнити и инфраструктуру для развития киберспорта. Для этого мы создали спортивные лиги, запустили регулярные соревнования разных уровней. Участвуя в них, подросток из любого города России может проверить свои силы, улучшить навыки, соревнуясь с сильными соперниками. Самые успешные собираются в профессиональные команды, которые участвуют в чемпионатах.

Призовой фонд нашего первого турнира в ноябре прошлого года составил 150 тыс. руб., его выиграла команда из Москвы. Но из-за пандемии мы перенесли весенний турнир этого года на осень. Его спонсором стал немецкий производитель игровой периферии Cougar, призовой фонд турнира в этом году составит 500 тыс. руб. Киберспорт привлекает спонсоров. Профессиональные игроки мирового уровня зарабатывают больше $1 млн в год, и достичь такого уровня сейчас мечтает практически каждый второй мальчишка.

— Дома достичь таких успехов невозможно?

— Высокопроизводительный компьютер с современной видеокартой, который позволяет участвовать в игровом процессе на равных с конкурентами, стоит около 150 тыс. руб. Как правило, домашние компьютеры гораздо более скромного уровня, со слабыми игровыми характеристиками. Еще один важнейший аспект — качество связи. Все игры сейчас идут онлайн, небольшая задержка, лаг или просто более низкая скорость интернета — и игрок оказывается в заведомо проигрышных условиях вне зависимости от своих навыков и скорости реакции. Не секрет, что в России во многих городах в провинции до сих пор есть большие проблемы с качеством связи.

Наши клубы оборудованы современными компьютерами и обеспечены надежным скоростным интернетом. Есть даже запасная выделенная линия на случай неполадок.

Даже в странах, где нет проблем с домашним оборудованием и надежностью связи, развитие киберспорта идет через клубы. Клуб предлагает равные условия. Это и делает компьютерную игру настоящим спортом. Поэтому в США, например, мы тоже пошли по пути создания клуба несмотря на хороший домашний интернет и качественное персональное компьютерное «железо».

Сейчас наступает время «миллениалов» (Y) и «центениалов» (Z), которым важно не владеть имуществом, а получать удовольствие от жизни, впечатления. Именно этой модели отвечает наш бизнес, и мы рассчитываем вместе с партнерами масштабировать ее на всю страну.

— Коронакризис вызовет некоторую трансформацию на рынке: ряд предпринимателей, вероятно, сменят сферу деятельности. Интерес к франшизе игровых клубов растет?

— Количество потенциальных партнеров увеличивается. Как показывает мировой опыт, в кризис люди особенно хотят отвлечься от проблем. Даже во времена Великой депрессии в США индустрия развлечений показывала стабильный рост. В России первая волна развития компьютерных клубов началась именно в период постперестроечного кризиса.

Клубы привлекают аудиторию низкой стоимостью — всего 70–80 руб. в час. Но в отличие, например, от кинотеатра наши клиенты проводят в клубе намного больше времени, это не разовое посещение, а постоянное, что делает бизнес инвестиционно привлекательным. Наш инвестор может начать с покупки одного современного компьютера для клуба, который будет приносит прибыль от аренды оборудования у нас. Благодаря в том числе такой схеме нам удалось открыть уже 14 клубов, из которых четыре — наши собственные филиалы, а десять работают по франшизе. Хотя компании меньше года.

— Какова география сети?

— Самые восточные наши клубы сейчас в Новосибирске и Иркутске. На западе — в Витебске, в Белоруссии. Получается, что пока мы работаем в двух государствах. В ближайшее время открываем клуб в США, в Калифорнии, в городе Бербанк. Если бы не пандемия, открылись бы чуть раньше.

В целом в работе сейчас открытие семи новых клубов. Фактически любой крупный город — даже не миллионник, достаточно и 100 тыс. населения — может стать новой точкой развития нашей сети.

— Вы меняли условия для будущих партнеров в условиях нынешнего кризиса?

— В период выхода из карантина мы полностью «обнуляем» паушальный взнос. До сих пор вступительный взнос для франчайзи составлял 450 тыс. руб., мы его отменили, чтобы упростить нашим будущим партнерам вход в сеть и стимулировать быстрое развития компании.

Кроме того, франшиза — идеальный способ для старта бизнеса. По моему опыту 80% начинающих предпринимателей банкротятся в течение первых двух—трех лет. Преимущество работы по франшизе в том, что схема отработана, возможные ошибки уже предусмотрели и исправили. Кроме того, сейчас рынок активно развивается, он очень далек от насыщения, доходы на рынке высокие — достигают даже 50–60% годовых. Это позволяет нивелировать просчеты, которые могут допустить франчайзи. Провалов у наших партнеров не было.

— Как вы выбираете локацию для клуба, на какую аудиторию ориентируетесь?

— Выбор помещения — важный фактор при подготовке запуска проекта. Мой опыт работы в сфере недвижимости — я являюсь основателем коворкинга «Блок» в Москве, на Павелецкой, — позволил адекватно оценить возможности торговых центров и не идти туда с клубами.

Посещаемость торговых центров стремительно падала еще до пандемии, поскольку все больше молодежи переходит в онлайн-магазины. Кроме того, в ТЦ, как правило, очень высокая арендная плата. Поэтому наш формат — киберспортивный клуб «у дома», в спальном районе — дает и потенциал для экономии на аренде и роста за счет посещаемости.

За счет высокого трафика в клубах всегда хорошая заполняемость. Наши клиенты — практически всех возрастов, от шести до 50 лет и старше. Часто к нам приходят родители с детьми, чтобы поиграть вместе или друг против друга. Киберспорту на любительском уровне все возрасты подвластны.

Кроме того, мы работаем с аудиторией. Программа лояльности, в частности, предусматривает три уровня привилегий для посетителей — серебряный, золотой и платиновый — в зависимости от времени, проведенного в клубах. При достижении каждого уровня наш клиент получает различные призы — фирменные футболки, бейсболки, другие подарки с символикой клуба. Обладатели платиновой карты могут участвовать в турнирах бесплатно.

— Какие объемы инвестиций необходимы, чтобы открыть компьютерный клуб, и как быстро они окупаются?

— Чтобы открыть киберспортивный клуб на 20 компьютеров, нужно порядка 3 млн руб. Но у нас предусмотрены различные варианты лизинга оборудования, что позволяет сократить начальный объем инвестиций вдвое. Мы предлагаем разные бизнес-модели. Роялти составляет 3% от оборота, плюс 1% — маркетинговый сбор. Срок окупаемости — от 12 до 18 месяцев.

При этом каждый франчайзи проходит теоретический курс обучения в нашей бизнес-академии и практику в действующих клубах. Это позволяет погрузиться во все этапы бизнеса, вплоть до работы за кассой.

Мы помогаем франчайзи с дизайном помещения, выезжаем на открытие клуба и сопровождаем бизнес франчайзи на протяжении всего времени партнерства. Готов лично общаться с потенциальными партнерами.

Компетенция «Независимым АЗС выгоднее купить франшизу, чем вести бизнес в одиночку»
Содержание
Закрыть