Инструменты , Весь мир ,  
0 

Сжижение с импортозамещением

Фото: Елена Афонина / ТАСС
Фото: Елена Афонина / ТАСС
Российские производители сжиженного природного газа стремятся нарастить свою долю на мировом рынке. Для успешной экспансии необходимо преодолеть зависимость от импорта теплообменников, компрессоров и газовых турбин.

Расширить участие в глобальном рынке сжиженного природного газа (СПГ) уже удалось за счет проектов «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК и «Сахалин-2» «Газпрома». По данным Минэнерго, за последние несколько лет доля российских компаний увеличилась до 7%, из них 5 п.п. приходится на НОВАТЭК. Министр энергетики Александр Новак в конце декабря говорил, что производство СПГ в России в 2019 году выросло на 49,2%, до 40,2 млрд куб. м. А правительство РФ повысило прогноз на 2020 год на 18%, до 29,5 млн т. Основные новые проекты по производству крупнотоннажного СПГ в России — это «Арктик СПГ-2», «Арктик СПГ-1», «Обский СПГ» НОВАТЭКа, а также третья очередь завода «Сахалин-2», «Владивосток СПГ», комплекс по производству СПГ в районе Усть-Луги Ленинградской области — «Газпрома».

Критический момент

Реализации стратегических планов развития отрасли препятствует недостаток критически важного оборудования. По словам заместителя директора Института национальной энергетики Александра Фролова, все крупнотоннажные проекты СПГ реализованы на базе зарубежных технологий и оборудования. Его слова подтверждает официальная статистика: по данным Минпромторга, в настоящее время доля импортного оборудования для производства сжиженного природного газа в России составляет порядка 68%.

«Причина такой ситуации кроется в провале 1990-х годов, когда не хватало денег для продолжения работ в области криогеники (разработки криогенных технологий. — РБК+), а также в том, что внутренний рынок для крупнотоннажного производства СПГ был мал, а внешние рынки были уже поделены», — полагает Александр Фролов. Кроме того, до недавнего времени развитие собственных проектов СПГ не было приоритетом для российской газовой отрасли, политика которой фокусировалась преимущественно на трубопроводном природном газе.

Лидером на глобальном рынке предоставления технологий сжижения газа является американская компания Air Products, она выступает лицензиаром для большей части СПГ-заводов в мире. Значительную долю рынка занимает также немецкая Linde, заметным игроком можно назвать и французскую Technip. Собственные технологии сжижения есть у таких производителей СПГ, как ConocoPhilips, Shell и Equinor.

В России в рамках проекта «Сахалин-2» используется технология сжижения газа с применением двойного смешанного хладагента DMR от Shell. Кроме того, в рамках проекта «Ямал СПГ» используется метод сжижения C3MR от Air Products, а в рамках «Арктик СПГ-2» будет применяться технология Linde.

Как правило, владельцы лицензий увязывают их использование с обязательным применением определенного набора основного оборудования, такого как теплообменники, компрессоры и газовые турбины, что ограничивает возможное участие в проектах российских производителей и тормозит развитие собственных технологий и производств. Так, Air Products и Linde самостоятельно занимаются производством теплообменного оборудования. Лидерами в производстве компрессоров и газотурбинного оборудования для СПГ-проектов являются Siemens и General Electric.

Свои среди своих

Первое российское оборудование по сжижению природного газа было изготовлено в прошлом году на предприятии «Росатома». Теплообменный аппарат для проекта «Ямал СПГ» сделали на заводе «ЗиО-Подольск» по заказу оператора проекта — совместного предприятия НОВАТЭКа, французской Total, китайских CNPC и Фонда Шелкового пути. Испаритель этана стал частью комплекса сжижения природного газа производительностью до 1 млн т СПГ в год в порту Сабетта на Ямале. Технология производства среднетоннажного СПГ здесь применяется также отечественная, разработанная в НОВАТЭКе, — «Арктический каскад». НОВАТЭК в рамках своего проекта «Обский СПГ» намерен заказать на этом же заводе производство криогенных теплообменников, а контракт на поставку компрессорного оборудования уже получил завод «Казанькомпрессормаш». Аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов говорит, что это пока единственный успешный пример разработки и внедрения отечественной среднетоннажной технологии сжижения СПГ.

В отличие от крупнотоннажного СПГ в малотоннажных проектах успешных наработок больше, они внедряются в автономной газификации, говорит Александр Фролов. Одним из заметных игроков в этой области можно назвать предприятие «Гелиймаш». Темой интересуется и НОВАТЭК, реализующий проект строительства мини-завода «Криогаз-Высоцк», который должен производить малотоннажный СПГ для внутреннего рынка. Кроме того, газовая отрасль полностью обеспечена отечественными газоперекачивающими агрегатами. К ним относится и сверхмощная «Ладога-32», однако нужно учесть, что это лицензированный продукт, производство которого локализовано в России. Но всего этого недостаточно для стратегического рывка в развитии сегмента СПГ.

Помимо собственной технологии сжижения и ключевого компонента производства — криогенного теплообменника российским газовикам и энергетикам необходимо много сопутствующего оборудования. Это газовые турбины, компрессоры, насосы, перечисляет Сергей Капитонов. Разработка такого оборудования с технологической точки зрения не представляет большой сложности, но откладывать решение проблемы нельзя, запаса времени нет, говорит эксперт. «Без собственного оборудования сохранится высокий уровень затрат, а также останутся открытыми вопросы безопасности», — отмечает Сергей Капитонов. По его словам, использование отечественной технологии, своего современного оборудования развяжет руки российским компаниям в реализации будущих проектов СПГ без оглядки на поиски лицензиара, покупку технологии, процесс ее внедрения.

В Минпромторге потребности компаний в ключевом СПГ-оборудовании до 2035 года оценивают в 1,56 трлн руб. Это ведомство совместно с Минэнерго, а также НОВАТЭКом, «Газпромом» и «Роснефтью» работает над созданием технологий и оборудования для средне— и крупнотоннажного производства СПГ. Утверждена «дорожная карта» первоочередных мер по локализации критически важного оборудования и строительства судов-газовозов, занимающихся транспортировкой СПГ. И с 2020 года Минпромторг готов финансировать субсидии на НИОКР. В рамках программы импортозамещения разработан механизм по субсидированию затрат на проведение работ по созданию оборудования для производства СПГ. Намечена разработка опытных образцов компрессоров, насосов, криогенной арматуры и других видов продукции. Замглавы Минпромторга Василий Осьмаков пояснял, что финансирование проектов «дорожной карты» из средств федерального бюджета составит 3 млрд руб.


Проблемные турбины

Проблемной сферой отечественного энергомашиностроения в целом для газовой отрасли остается недостаток турбин средней и большой мощности — основного оборудования для ТЭС с парогазовым циклом, которое приходится импортировать. Все работающие газовые турбины большой мощности были поставлены в РФ Siemens, Ansaldo, MHPS, Alstom или General Electric, отмечает старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников. Электростанции для «Ямал СПГ», завода СПГ на Сахалине и других предприятий также укомплектованы импортными газотурбинными установками малой или средней мощности.
Газовую турбину мощностью 170 МВт разрабатывает российская компания «Силовые машины»; консорциум в составе «Интер РАО», «Роснано» и Объединенной двигателестроительной корпорации занимается разработкой газотурбинного двигателя ГТД-110М. «РЭП-Холдинг», принадлежащий «Газпром энергохолдингу», идет по пути локализации производства импортного оборудования.


Решения Арктические энергопроекты получили поддержку
Скачать Содержание
Закрыть