Решения , Весь мир ,  
0 

Арктические энергопроекты получили поддержку

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Станут ли налоговые льготы, предусмотренные новым законодательством, спасательным кругом для инвесторов в месторождения Арктики в условиях обвала цен на энергоносители?

В марте президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий поправки в Налоговый кодекс, с внедрением которых получают стимул новые проекты по добыче углеводородного сырья в Арктике. По новому законодательству зарегистрированная в Арктике компания, готовая инвестировать в проект не менее 10 млн руб., имеет право на статус резидента, что предполагает налоговые и другие преференции.

Проекты могут быть связаны с добычей углеводородов на шельфе, в континентальной части — в области производства сжиженного природного газа (СПГ), газохимии, строительства портов, промышленных предприятий. Таким образом, налоговую поддержку получили месторождения, расположенные за Северным полярным кругом, в Архангельской области, республиках Саха (Якутия) и Коми, Ямало-Ненецком и Чукотском автономном округах.

Правила игры 

В соответствии с новыми правилами нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет применяться до того момента, когда будет достигнут накопленный объем добычи газа в 250 млрд куб. м либо в течение 12 лет с первой даты продажи топлива. Льгота распространяется на новые производственные мощности, введенные в эксплуатацию после 1 января 2022 года. Для разработки новых морских месторождений северной части Охотского моря, южной части Баренцева моря, Печерского, Японского и Белого морей ставка НДПИ составит 5% для нефти и 1% для газа на первые 15 лет с начала промышленной разработки. На участках недр, расположенных севернее 70-го градуса северной широты в границах Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа будет применяться не НДПИ, а налог на дополнительный доход при добыче полезных ископаемых. В отличие от НДПИ он рассчитывается с проданной, а не с добываемой нефти. Одними из выгодоприобретателей этой льготы станут месторождения Таймырского кластера. Для проектов, связанных со строительством портов и промышленных предприятий в регионе, введена нулевая ставка налога на прибыль в течение десяти лет. В правительстве оценили пакет предоставляемых льгот в 15 трлн руб. Сюда можно добавить ранее предоставленные льготы проекту «Ямал СПГ» — это производство работает за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения, оператором которого является совместное предприятие НОВАТЭКа, французского концерна Total, китайских CNPC и Фонда Шелкового пути.

Для проектов по строительству портов и промышленных предприятий предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль в течение десяти лет.

Введение нового налогового режима совпало с обвалом цен на нефть в связи с пандемией коронавируса, а также срывом планов по продлению сделки ОПЕК+ с участием России. Драматичные потери для глобальной экономики неизбежны, а значит, спрос на энергоносители будет падать. Ранее в течение многих месяцев цены на энергоресурсы снижались постепенно, но неуклонно. Так, по данным консалтингового агентства ICIS, в четвертом квартале 2019 года цена закрытия фьючерсных контрактов по газу составляла $170 за 1 тыс. куб. м. Зимой этого года на некоторых европейских хабах она опускалась ниже $100. Эксперты считают, что государственные преференции в данной ситуации станут спасательным кругом для арктических проектов.

«Текущее снижение цен, конечно, скажется на рентабельности. По нашим оценкам, при сохранении цен на нефть $28 за баррель и курсе 80 руб. за доллар внутренняя норма доходности крупных арктических месторождений снизится на 1–3%, но останется в комфортном диапазоне 14–18% MIRR (модифицированной нормы доходности)», — говорит директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК компании Vygon Consulting Дарья Козлова. По оценкам Минэкономразвития, производство СПГ в Арктике вырастет до 46,7 млн т в 2024 году, 73,5 млн т в 2030-м и 120 млн т — в 2035-м. Газ станет основным товаром Северного морского пути (СМП). Согласно оценкам министерства, к 2024 году перевозки грузов по СМП должны вырасти до 80 млн с 20,2 млн т в 2018-м. До 2030 года они достигнут 120 млн т, а в 2035-м — 160 млн т. Оставшаяся пропускная мощность маршрута будет заполнена преимущественно нефтью, добываемой в Арктике.

Зона рисков 

Освоение арктических месторождений требует особых технологий и специфических компетенций, на разработку и приобретение которых потребуется время. Как правило, работы ведутся на замерзшем шельфе, поэтому нужны технологии по бурению, геологоразведке, установке стационарных шельфовых сооружений и оборудования для подогрева нефти. Сейчас таких проектов единицы — платформа «Приразломная», на которой работает «Газпром нефть», и американский, в море Бофорта на Аляске. Расчет не в последнюю очередь делается на сотрудничество с бизнесом из Азии, в частности Китая, Сингапура, Южной Кореи. Китайские компании уже сейчас вовлечены во многие российские арктические проекты. Так, компания Jereh, которая специализируется на производстве оборудования для бурения, создала в России сеть филиалов гарантийного обслуживания такого оборудования и склад запасных частей. Верфь по производству крупнотоннажных судов «Звезда» была достроена с участием компаний из КНР, в частности при помощи оборудования China Heavy Industry Corporation Nantong.

Однако отраслевые эксперты уверены, что спрос на сжиженный газ будет расти при любых обстоятельствах, невзирая на то что мировая экономика постепенно наращивает долю альтернативных источников энергии в общем энергобалансе. Так, в мире, в том числе в России, активно рассматривают проекты, связанные с развитием водородной энергетики. «Теплотворная способность (удельная теплота сгорания) различных видов топлива измеряется в мегаджоулях на килограмм. Если пересчитать ее на кубический метр, то есть на наиболее часто используемую единицу транспортировки жидкого топлива, то получается, что теплота сгорания кубометра бензина составляет более 37 гигаджоулей (ГДж), метана — 21,5 ГДж, а водорода — лишь около 8,5 ГДж. Водород имеет ничтожно малую плотность. Это значит, что танкер, привозящий жидкое топливо покупателю в виде сжиженного метана, доставит в 2,5 раза больше тепла, чем тот же танкер, транспортирующий жидкий водород. При поставке компримированного водорода по трубопроводной системе мы получим еще худший результат», — рассказывает профессор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Валерий Бессель.

Для компаний, рассчитывающих работать на месторождениях в арктической зоне, важно понимать, каковы перспективы льготного режима. Если цены на энергоресурсы будут и в дальнейшем идти вниз, потребуется дополнительная государственная поддержка. Ряд месторождений, в частности крупнейшее из открытых и введенных в эксплуатацию в РФ за последние 25 лет — Ванкорское, которое разрабатывает «Роснефть» вместе с индийскими инвесторами, было решено дотировать в особом порядке, однако в сегодняшних условиях этот порядок утратил эффективность. «Ключевым риском сейчас является вычет затрат на инфраструктуру из НДПИ Ванкорского месторождения, необходимый для развития нового Таймырского нефтегазового кластера. Он действует только при цене на нефть выше базовой, заложенной в бюджет. В 2020 году это $42,4 за баррель. Таким образом, сейчас его не будет. Поэтому необходимо в ближайшие полгода посмотреть, что будет с макроусловиями и при необходимости скорректировать данную меру поддержки», — полагает Дарья Козлова.

Валерий Бессель уверен, что спрос на ресурсы будет расти в стратегической перспективе. «В 1980-е годы потребление энергии на душу населения составляло 1,5 т нефтяного эквивалента, а в 2018-м — уже выше 1,8 т. При этом население планеты также выросло — с 5 млрд человек в 1980-е годы до 7,8 млрд сегодня. Оснований полагать, что тенденция изменится, нет», — считает эксперт.

Экспертиза «Необходимо принять новую реальность и найти точки роста»
Скачать Содержание
Закрыть