Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Как страховой рынок устоял в коронакризис

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Российские страховщики пережили первую волну пандемии без драматичных потерь. Убытки одних сегментов компенсировались ростом в других. Залог дальнейшего развития — интенсивная цифровая трансформация бизнеса.

В разгар пандемии прогнозы как по международному, так и по российскому рынкам были весьма тревожными. Так, в мае эксперты крупнейшего мирового бренда — синдиката Lloyd's of London оценили будущие потери мировой страховой отрасли по итогам 2020 года в $203 млрд — это один из худших прогнозов за всю историю рынка. Имелись в виду как объемы выплат, так и потери инвестиционных доходов. Российский страховой рынок даже по позитивному сценарию агентства «Эксперт РА», опубликованному в апреле, в 2020 году может сократиться на 17%. Объем премий составит не более 1,23 трлн руб.

Действительность пока выглядит лучше прогнозов. По данным Банка России, регулятора рынка, премии по добровольным видам страхования в первом полугодии 2020 года снизились лишь на 0,3%, до 616,8 млрд руб., а по обязательным даже выросли — на 2,9%, до 123,4 млрд руб. «Рынок в период пандемии показал свою относительную устойчивость и достаточно быстро адаптировался к новым условиям. В разгар ограничительных мер во втором квартале 2020 года совокупный объем сборов относительно аналогичного периода 2019 года снизился на 13%, а по итогам полугодия с учетом хороших показателей в начале года рынок сохранил цифры 2019 года», — объясняет вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Элла Платонова.

В целом, по оценкам ВСС, виды страхования, зависимые от пострадавших в кризис отраслей экономики, ожидаемо показали во втором квартале отрицательную динамику в диапазоне от 10 до 20%. «Практически до нуля снизился спрос на продукты, связанные с перемещениями по миру, — например, страхование выезжающих за рубеж. Под угрозой оказалась рентабельность сегментов, связанных с состоянием мировых рынков, организацией производства и цепочек поставок», — подтверждает Вероника Варшавская, директор департамента налогов и права «Делойт, СНГ».

Группа поддержки 

Удержать позиции страховщикам помогли популярные продукты, спрос на которые менее зависим от карантинных мер. В частности, поддержали рынок сегменты страхования имущества юридических лиц и ОСАГО. В автомобильном секторе даже отмечено снижение убыточности, поскольку в период карантина трафик на дорогах, а значит, и аварийность были значительно ниже.

Также увеличился спрос на накопительное страхование жизни (НСЖ) — рост по этому сегменту в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го составил 26% — премии выросли с 44,7 млрд до 56,2 млрд руб. Частично на увеличение популярности НСЖ повлияло снижение доходности депозитов, но оказала влияние и пандемия. В такие периоды люди хотят поддержать чувство уверенности в завтрашнем дне. Договоры накопительного страхования жизни дают клиентам небольшой, но гарантированный доход и при этом учитывают риск неожиданного ухода из жизни.

Ожидания участников рынка по итогам 2020 года можно назвать осторожными. По мнению ряда руководителей компаний, опрошенных при подготовке «Обзора рынка страхования в России за 2020 год» консалтинговой компании KPMG, рост премий может составить до 5%, но большинство респондентов все же ожидают падения рынка, хотя не более чем на 9%. Ключевой вопрос — насколько сильным окажется возобновление роста заболеваемости коронавирусом этой осенью?

«В случае реализации позитивного сценария и исключения второй волны пандемии с введением ограничительных мер прогнозируем равномерное развитие рынка, исходя из структуры страхового портфеля, сформировавшегося за последние три года. Флагманами отрасли останутся сегменты по накопительному и инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), ОСАГО и добровольному медицинскому страхованию — ДМС», — говорит Элла Платонова.

«По результатам нашего опроса наиболее перспективными направлениями деятельности игроки рынка видят страхование имущества физлиц и ДМС. Также ожидается значимый рост в сегментах ИСЖ и накопительного страхования жизни на фоне снижающихся ставок по депозитам», — соглашается Владимир Шур, заместитель директора практики по работе со страховыми компаниями КПМГ в России и СНГ.

В дальнейшем развитие ситуации в страховой отрасли будет зависеть от нескольких факторов. Сегодня уже очевидно, что фиксируется вторая волна роста заболеваемости, значит, доходы населения продолжат сокращаться. Минэкономразвития оптимистично прогнозирует по итогам года снижение доходов на 6%. А по оценкам НИУ ВШЭ, во втором квартале 2020-го этот показатель может достичь 18%. Нужно также учитывать, что от введенных в первой половине 2020 года ограничительных мер существенно пострадали многие представители малого и среднего бизнеса. Им так же, как и населению, придется оптимизировать расходы. В результате может снизиться, например, спрос на ДМС, на которое рассчитывают страховщики. «Объем добровольного медицинского страхования, ставшего, по мнению Банка России, новым драйвером рынка в 2019 году, может существенно сократиться. В условиях экономического кризиса многие компании будут вынуждены отказаться от значительной части соцпакета, предоставляемого работникам», — соглашается Вероника Варшавская.

Возможно, на восстановление рынка в какой-то степени повлияет рост доверия со стороны розничных страхователей. Как сообщает ВСС, количество жалоб, поступивших в Банк России на страховщиков в первом полугодии 2020-го, снизилось на 35% по отношению к тому же периоду прошлого года — с 23 тыс. обращений до 15 тыс. И наиболее значительно — по страхованию жизни, почти в два раза. Глава ВСС Игорь Юргенс объяснял положение дел тем, что рынок победил такое явление, как мисселинг (навязывание ненужного страхователю продукта).

Рыночные перспективы

Угроза снижения спроса на популярные продукты потребует от страховых компаний активнее искать способы повышения рентабельности бизнеса, снижения издержек. Резервы для этого есть.

«Актуальная отраслевая задача сегодня — развитие механизмов взаимодействия страховых компаний с государственными информационно-цифровыми сервисами, такими как Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС), Единая биометрическая система (ЕБС). Законодательное урегулирование этого вопроса позволит выйти на новый уровень оперативности обслуживания клиентов», — говорит Элла Платонова.

Залогом для дальнейшего развития станет интенсификация цифровой трансформации бизнеса. Компании сконцентрируются на развитии систем удаленного урегулирования убытков и онлайн-каналов продаж. Существующие на рынке IoT-решения (Internet of Things) дают возможность существенно сократить путь до клиента, предоставив ему различные дистанционные сервисы как при заключении договора страхования, так и при наступлении страхового события.

В свою очередь, использование программ для анализа данных IoT-устройств позволит делать клиентам более персонифицированные предложения, работая таким образом на повышение их лояльности. «Самый простой пример — учет данных телематики автомобиля для расчета премии в договоре каско. С ее помощью можно мотивировать к более осторожному стилю вождения, а также бороться с мошенничеством. Другие, пока менее популярные примеры — использование информации с носимых устройств, таких как фитнес-трекеры, smart watch, для расчета премии в договорах страхования жизни, а также данных устройств типа «умный дом» при заключении договоров страхования имущества», — резюмирует Владимир Шур.

Как отмечают авторы обзора KPMG, доля онлайн-продаж большинства продуктов среди участников исследования все еще невысока. По итогам прошлого года лишь в сегменте страхования выезжающих за рубеж этот показатель составил 59%, страхования имущества физлиц — 27%, ОСАГО — 26%, ДМС — лишь 13%. Доля урегулированных посредством онлайн-каналов убытков оказалась еще скромнее: 33% по договорам страхования имущества граждан и 30% по договорам страхования выезжающих за рубеж, 7% по ДМС. Примеров использования IoT-решений, в том числе при создании персонифицированных страховых продуктов, на отечественном рынке пока еще меньше. Сбор и обработку данных с помощью телематических устройств практикуют лишь 7% компаний. Столько же респондентов сообщили о регулярном использовании систем оптического распознавания при урегулировании убытков.

Крупные игроки рынка уже в начале года, до локдауна, смогли улучшить позиции. Так, по оценкам ВСС, на топ-5 страховщиков в первом квартале пришлось 72,2% всей собранной страховой премии. Годом ранее на топ-5 страховщиков приходилось 68,8% всех сборов.

Переход бизнеса в период локдауна в онлайн-формат — весомый аргумент в пользу интенсивной цифровой трансформации бизнеса. «Развитие ИТ-платформ в страховой индустрии сдерживается особенностями отраслевой специфики, диктующей необходимость управления рисками, среди которых возможные злоупотребления при заключении договора страхования и урегулировании страховых случаев, — говорит Элла Платонова. — Но, даже несмотря на это, рынок будет двигаться в направлении развития информационных технологий параллельно с развитием цифровой среды национальной экономики».

Компетенция «Страховой рынок стал более жестким в части конкуренции за клиента»
Скачать Содержание
Закрыть