Новые условия труда и форсированное проникновение в рабочие будни технологий требуют гуманизации рабочей среды. К таким выводам пришли аналитики Deloitte по итогам опроса 9 тыс. лидеров бизнес- и HR-направлений из 119 стран мира.
Люди хотят чувствовать свою принадлежность к чему-то большему, устойчивость, защищенность и уверенность, отмечают авторы исследования. 79% представителей бизнеса, например, заявили, что «воспитание чувства сопричастности к коллективу» является важным или очень важным критерием успеха их организации.
Лидерам компаний необходимо акцентировать внимание на возможностях каждого работника, связывая их вместе единой целью, использовать переквалификацию для увеличения потенциала сотрудников и учиться видеть в кризисе возможности и перспективу, говорится в исследовании.
Существует запрос на привнесение позитивной психологии в бизнес — люди устали от тревожных и грустных новостей и ждут от бизнеса драйва, определенности и развития, говорит директор Академии бизнеса EY в СНГ Ольга Булатова.
Неопределенность настолько высока, что команды и отдельные люди очень быстро выгорают. «Вызов для лидеров и руководителей сегодня — совмещать не только управленческие задачи, но и работать с состояниями людей — строить открытый диалог, понимать и знать личные обстоятельства каждого, уметь поддержать и помочь научиться управлять стрессом, временем, приоритетами, мотивацией», — отмечает эксперт.
Женская логика
В России ситуация и до COVID-19 требовала от лидеров умения вдохновлять, повести за собой других, организовать команду и вызывать уважение коллег.
Именно эти качества 65, 53 и 35% работников соответственно назвали важнейшими качествами эффективного лидера, согласно результатам опроса ВЦИОМа 2019 года.
По всем из этих характеристик женщины-лидеры, согласно исследованию, превосходят мужчин. 34% респондентов выделяют умение женщин входить в положение, внимательность, гибкость, лояльность, обаяние и женственность, мудрость. 40% отмечают недостатки женщин-лидеров: излишнюю эмоциональность, вспыльчивость и склочность, занятость семьей и чрезмерную мягкость.
Не стоит опираться на стереотипы, говорит партнер EY, руководитель программы «Деловые женщины» в России София Азизян: «Я бы не стала утверждать, что стиль управления различается в зависимости от пола. Женщины не реже мужчин опираются на логику, обращаясь к коллегиальным решениям для выработки оптимального плана действий».
Встречаются и мужчины, и женщины с абсолютно нетрадиционным для их гендера стилем, говорит Ольга Булатова. Сегодня более востребованы эмпатия, открытость и диалог, умение принимать решения и нести за них ответственность, а значит, лидер должен быть гибким, что чаще ассоциируется именно с женским стилем руководства. «С этой точки зрения сейчас время женского стиля руководства», — полагает она.
Количество сфер, где женщины сейчас успешно работают и руководят, увеличивается с каждым годом, отмечает генеральный директор компании «Уралсиб Страхование» Мария Мальковская: «Отношение к женщинам на руководящих должностях постепенно меняется. Природная мягкость и умение сглаживать углы становится нашим конкурентным преимуществом. Эти навыки становятся особенно востребованными и помогают компаниям эффективно выходить из кризисных пике».
Гендерное равенство
За 15 с лишним лет доля женщин в высшем руководстве мировых компаний действительно выросла на 10 п.п. и достигла в этом году 29%, по данным доклада Women in Business 2020 американской Grant Thornton. Доля компаний, в высшем руководстве которых есть хотя бы одна женщина, составляет 87%.
В 2019 году благодаря акции #MeToo (движение в социальных сетях в защиту женщин от харассмента, возникшее в 2017 году) и многочисленным публикациями о гендерном разрыве в оплате труда произошел резкий рост числа женщин-руководителей: на 5% по сравнению с 2018 годом, отмечают аналитики Grant Thornton.
Доля женщин в советах директоров компаний растет в тех странах, где гендерное равенство поддерживается на законодательном уровне, включая законы о сексуальных домогательствах на рабочем месте и бытовом насилии, отмечают аналитики. Напомним, что гендерное равенство — одна из целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 году. В Восточной Европе и Азии, например, доля женщин руководителей достигает 35%, в Латинской Америке — 33%.
Общая доля женщин-CEO в России оценивается в 20%, это выше среднемировых показателей в 4,5 раза, по данным Deloitte («Женщины-CEO в России: показатели финансовой эффективности»). В среднем доля женщин-CEO в мире составляет 4,4%, в Европе достигает 34,8%. Однако рабочее время женщин в нашей стране оплачивается в среднем на 30% ниже, чем мужчин.
Доля женщин-руководителей зависит от размеров и отраслевой принадлежности компании. В секторах, связанных с социальной и общественной деятельностью, доля женщин-CEO превышает 35%, в добывающем и энергетическом секторах, а также в госуправлении — меньше 8%.
Чем больше объем выручки компании, тем ниже процент женщин-CEO, говорят о гендерных стереотипах большого капитала исследователи. При этом, как отмечают аналитики Deloitte, женщины топ-менеджеры демонстрируют высокий уровень эффективности при управлении капиталом и валовой прибылью.
У микрокомпаний, возглавляемых женщинами, все финансовые показатели стабильно выше, а в крупных компаниях большую эффективность в работе с чистой прибылью показывают мужчины-СЕО, говорится в исследовании.
Женщинам для достижения позиции CEO приходится проходить очень жесткий отбор, отмечают аналитики: «Благодаря этому они зачастую демонстрируют более высокие результаты при очевидных отличиях в управленческих стилях».
С препятствием на карьерном пути женщина сталкивается уже на ступени повышения до позиции менеджера, отмечают в международной McKinsey & Company: на каждые 100 мужчин, получивших повышение или нанятых на должность менеджера, приходится только 72 женщины. В результате женщины застревают на начальном уровне, а мужчины занимают 62% руководящих должностей.
По оценкам аналитиков Всемирного экономического форума, для преодоления гендерного неравенства при текущем положении женщин в политике и экономике в среднем может уйти не менее 99,5 года, в экономической сфере этот срок оценивается в 257 лет. Потребуется не только увеличить количество рабочих мест для женщин и поставить их во главе компаний, но и устранить разницу в оплате труда и подготовить их к профессиям четвертой промышленной революции.
Впрочем, эксперты уверены, что изменившиеся требования к управлению позволят форсировать гендерный баланс.
Гендерное равенство способствует снижению конфликтов и разногласий и обеспечивает разнообразие взглядов, отмечает партнер «Делойт, СНГ», руководитель программы «Женщины в лидерстве» Мария Бубнова: «Компании, где решения принимаются без альтернативного мнения, со временем теряют способность к инновациям».
Постепенно бизнес без внешних вмешательств придет к тому, что в советах директоров будет больше гендерного разнообразия, уверена Мария Мальковская: «Очевидно, что для эффективности бизнеса важно построение сбалансированных команд менеджеров». При этом женщины по натуре командные игроки, говорит она: «Для нас важно отстоять интересы всей компании и коллектива, а не свои личные. Учитывая кризисные периоды и отсутствие стабильности в экономике, этот навык становится очень востребованным».