Цифровая трансформация остается в фокусе регионального развития — на подобные инициативы планируется выделить 86 млрд руб. до 2024 года, по данным Минкомсвязи РФ. Ведомство будет координировать работу руководителей по цифровой трансформации в каждом регионе и оценивать успешность реализуемых проектов. В частности, разработка новых инструментов поддержки цифровых проектов на региональном уровне предусмотрена в президентском указе «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».
До настоящего момента между российскими регионами сохраняется значительный цифровой разрыв. Так, по данным отчета Московской школы управления «Сколково» и EY «Цифровая жизнь российских регионов 2020», показатели уровня цифровизации регионов-лидеров почти в пять раз превышают результаты «отстающих». В первом случае речь идет об Уральском и Центральном федеральных округах, в последнем — о Северо-Кавказском округе. Среди городов, лидирующих по применению цифровых технологий в транспортной сфере, финансах, торговле, здравоохранении, образовании, медиа и государственном управлении — Краснодар, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Тюмень.
«Цифровизация российских регионов проходит равномерно, однако в сравнении с чемпионами — Москвой и Санкт-Петербургом — представители «второй лиги» заметно отстают и по системности видения целевой картины, и по объемам финансирования задач цифровизации», — комментирует Павел Сварник, исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ).
Общий фокус
Как отмечают исследователи из «Сколково» и EY, цифровой разрыв между российскими регионами определяется в значительной степени спросом на технологичные сервисы со стороны жителей и бизнеса. На фоне пандемии 2020 года этот цифровой запрос оказался еще более выраженным. Перевод сотрудников многих организаций, в том числе из сферы образования, на удаленный формат работы резко увеличил нагрузку на ИКТ-инфраструктуру. Регионы оказались по-разному готовы к новым вызовам — по словам Павла Сварника, в ожидании запуска федеральных цифровых платформ не всегда выделяется достаточный объем финансирования на цифровизацию отраслей народного хозяйства и социальной сферы.
В то же время увеличение доли социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% к 2024 году остается одной из целей национальной программы «Цифровая экономика» РФ и соответственно, драйвером региональной цифровизации.
Реализовать удаленную доставку цифровых услуг невозможно без комплексной перестройки и цифровизации процессов в ведомствах, отмечают в Министерстве цифрового развития Мурманской области. Здесь эти мероприятия проводятся в рамках проекта «Умный регион», созданного по инициативе правительства Мурманской области на базе ведомственного проекта «Умный город», утвержденного в 2019 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
За 2020 год в заполярном регионе выполнили целый ряд мероприятий стандарта «Умный город», уточняют в областной администрации. Так, в системе городского управления внедрена и функционирует платформа вовлечения граждан в решение вопросов городского развития. По направлению «Умное ЖКХ» ведется работа над оцифровкой инженерных сетей и формированию цифровой модели управления объектами коммунального хозяйства. Началась опытная эксплуатация интеллектуальной транспортной системы в рамках проекта «Умный городской транспорт». Решая вопросы общественной безопасности, власти развивают объектовые и муниципальные системы видеонаблюдения, которые должны функционировать на единой платформе. Создан туристический портал Мурманской области, в его основе лежит концепция полноценного навигационного маркетплейса с бонусной системой.
В фокусе региональных властей — минимизация человеческого фактора в процессе оказания государственных услуг. Для этого в регионе перешли на реестровую модель. «Ведется единая база данных, учитывающая все факты предоставления услуг гражданам и организациям. В 2019 году на едином портале госуслуг (ЕПГУ) были размещены десять массовых и социально значимых региональных и муниципальных услуг, в 2020 году — еще десять услуг в сфере социальной защиты населения», — подчеркивает министр цифрового развития Мурманской области Иван Пархоменко.
В планах на 2021 год — перевод на портал еще девяти услуг. Подразумевается оказание сервисов в любой точке страны по любому возможному каналу. Это телефон, интернет, МФЦ и прочие, добавляет министр.
В ближайших планах — создание Центра управления регионом (ЦУР), куда будут поступать и где планируется оперативно обрабатывать проблемные вопросы жителей по всем направлениям, связанным с областной жизнью. Такие платформы должны запуститься к 1 декабря 2020 года по всей стране — на это было выделено 23,1 млрд руб. из нацпрограммы «Цифровая экономика». В рамках ЦУР будет реализован мониторинг различных аспектов социально-экономического развития региона, контроль за достижением целевых показателей деятельности органов власти субъекта федерации.
«Уже апробирована работа системы контроля транспорта и коммунального хозяйства с отображением местонахождения уборочных машин или автобусов, соответствия их работы графику, выполнения плана», — говорит первый заместитель губернатора Мурманской области Оксана Демченко. Состояние автомобильных дорог, трубопроводов и другой инфраструктуры планируется контролировать с помощью беспилотных летательных аппаратов, уточняет она.
Связь через портал
Связаться с региональными властями можно через специальный портал обратной связи «Наш Север». Всего в 2020 году через портал поступило более 9 тыс. обращений граждан, по статистике Министерства цифрового развития Мурманской области. Основная часть запросов касается работы ЖКХ, а также здравоохранения и образования. В разделе «Благоустройство» можно отслеживать ход реализации проектов по строительству парков, набережных и других общественных пространств — в перспективе это будет доступно в режиме онлайн, через установленные на объектах видеокамеры.
Отдельная информационная платформа была запущена для предпринимателей. На инвестиционном портале доступна информация о действующих мерах государственной поддержки ведения бизнеса в Кольском Заполярье, перспективах развития транспортной инфраструктуры. Реализован сервис обратной связи — через портал принимаются обращения от зарегистрированных пользователей и оперативно предоставляются ответы на вопросы.
Запуск различных цифровых инициатив в регионе поддерживает уже сформированная ИКТ-инфраструктура. «Обеспечено практически 100-процентное покрытие мобильной связью населенных пунктов области и дорог, а уровень проникновения услуги «доступ в интернет» с использованием оптических технологий — один из самых высоких в стране», — констатирует Оксана Демченко. Для строительства ЦОД и другой вычислительной инфраструктуры есть необходимые мощности по электрообеспечению (каскады ГЭС, атомная электростанция, строящийся с инвестором «Энел» ветропарк для получения экологически чистой энергии). Для повышения уровня безопасности в регионе сейчас разворачивается интеллектуальная система видеонаблюдения с функцией видеоаналитики, позволяющей выявлять различные источники угроз.
«Если сравнить системы, настроенные в Мурманском центре цифровых компетенций, с тем же «Активным гражданином» и аналогами, то с точки зрения уровня реализации сделано не хуже», — сказал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев 21 октября во время визита в Мурманскую область. «Понятно, что эти системы прошли путь настройки и внедрения и что пользователи не могут одномоментно все начать использовать: должен быть этап привыкания», — добавил он.
Цифровое производство
Возможности цифровой инфраструктуры в Мурманской области использует и бизнес. Так, Кольская ГМК реализует целый ряд проектов, связанных с промышленной роботизацией, интернетом вещей, созданием цифровых двойников и другими технологиями «Индустрии 4.0», предъявляющими высокие требования к цифровой инфраструктуре, качеству связи и скорости интернет-доступа, подчеркивают в компании.
С помощью технологии видеоаналитики — цифрового зрения и искусственного интеллекта — контролируется использование средств индивидуальной защиты работниками, отслеживается качество готовой продукции на конвейерных лентах, на обогатительном производстве в помощь технологам применяется «Система-советчик».
С 2015 года в «Норникеле» действует программа «Технологический прорыв», начальным этапом которой было создание мощной ИТ-инфраструктуры, центров хранения всех производственных данных и их обработки. Это позволило обеспечить позиционирование персонала и техники под землей, осуществлять операционный контроль горнодобывающей деятельности и повысить качество планирования горных работ. Финальной вехой проекта должно стать создание цифрового интеллектуального рудника.
Компания не только переводит свое производство на «цифру», но и хочет привлечь к развитию региона сторонних инвесторов. Северный климат, высвобождающиеся производственные площади и энергетические мощности привлекательны для ИТ-сектора и могут стать удачными площадками для строительства дата-центров. Конкурс долгосрочных бизнес-проектов усиливает эти преимущества.
Для запуска и поддержки новых предпринимательских инициатив в Мурманской области развивается территория опережающего развития «Столица Арктики», где действуют налоговые льготы для инвесторов Арктической зоны. Первые резиденты сфокусированы на создании различных производств, в том числе НОВАТЭК — на строительстве крупнотоннажных морских сооружений. По данным Корпорации развития Мурманской области, инвестиции в проект оцениваются в 100 млрд руб.